Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Бросовой Н.В, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 апреля 2022 г. по гражданскому делу N 2-294/2022 по иску ФИО1 к ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N1" о признании приказа об отстранении от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации незаконным, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области Кистанкина Т.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что с 03 августа 1998 года она работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1" врачом-психотерапевтом. Приказом N279.16-р от 29 октября 2021 года она была отстранена от работы в связи с не предоставлением сведений о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или сведений о медицинском отводе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) через заключение врачебной комиссии или сведений о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не более 6 месяцев назад за период с 1 ноября 2021 года и до момента её прохождения. С приказом об отстранении от работы она была ознакомлена 01 ноября 2021 года. Полагает, что приказ о её отстранении от работы является незаконным, поскольку обязанность вакцинации против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям утверждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям", необходимость вакцинации определяет главный врач региона, при этом отказ от вакцинации грозит отстранением от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями и в этом качестве поименована в Перечне, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825. При этом, её работа врачом-психотерапевтом не связана ни с кровью, ни с биологическими жидкостями человека. Сама по себе работа с пациентами психиатрической больницы, среди которых могут быть больные с инфекционными заболеваниями, не приравнивается к работе с больными инфекционными заболеваниями.
Также указывает, что её отказ от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции лекарственными препаратами Гам-КОВИД-Вак-М. КОВИД-глобулин, Фавипиравир (Ковидолек), Гам-КОВИД-Вак (Спутник V, Спутник Лайт, ЭпиВакКорона, КовиВак), проходящими в настоящий момент, согласно данным Государственного реестра лекарственных средств клинические исследования сроком до 31 декабря 2022 года является правомерным, поскольку никто не может без добровольного согласия подвергнут медицинским научным или иным опытам. В результате незаконного отстранения её от работы она была лишена возможности трудиться и не получила заработок, испытывала моральные и нравственные страдания, была вынуждена занимать деньги на содержание себя и ребёнка, а также для исполнения имеющихся обязательств.
На основании изложенного просила суд признать незаконным приказ N279.16-р от 29 октября 2021 года о её отстранении от работы, взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1" в свою пользу средний заработок за всё время вынужденного прогула, начиная с 1 ноября 2021 года по день принятия судом решения, а также компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав в размере 1 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 14 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N1" о признании приказа об отстранении от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации незаконным, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 апреля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 января 2022 года отменено.
Постановлено: "Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1" о признании приказа об отстранении от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации незаконным, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене приказ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1" N 279.16-р от 29 октября 2021 года об отстранении ФИО1 от работы.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1" в пользу ФИО1 заработок, утраченный ею за период с 1 ноября 2021 года по 3 апреля 2022 года включительно в сумме 254 938 рублей 14 копеек, а также 1 000 рублей в счет компенсации морального вреда".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное толкование закона, просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 апреля 2022 г, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 14 января 2022 г.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведённый перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" установлено, что эпидемиологическая ситуация по коронавирусной инфекции (COVID-19) в Оренбургской области расценивается как неблагополучная и в пункте 1.2, указанного Постановления постановлено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Оренбургской области, в частности, в организациях всех форм собственности, осуществляющих медицинскую деятельность. При этом, в пункте 3 указанного Постановления предписано юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности: 3.1. определить работников, сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) согласно пункту 1 настоящего постановления; 3.2. в срок до 18 октября 2021 года представить в медицинские организации по месту расположения объекта списки работающих, подлежащих иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктом 1 постановления, и сведения о численности сотрудников. 3.3. в срок до 1 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, в срок до 1 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) с обеспечением охвата прививками не менее 80, 0 % от общей численности работников, сотрудников коллектива, организации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании приказа N 148 от 3 августа 1998 года ФИО1 принята на работу в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1" врачом-психотерапевтом.
15 октября 2021 года главным врачом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1" издан приказ N 187 "Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сотрудников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1". В пункте 1 данного приказа указано о необходимости обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COV1D-19 всем непривитым сотрудникам учреждения в возрасте 18 лет и старше, за исключением лиц, переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад, а также лиц, имеющих временный и постоянный медицинский отвод (в соответствии со сроками). Срок исполнения: до 1 ноября 2021 года (1 доза или предоставление медицинских отводов (в том числе справки о перенесенном заболевании COVID-19)); до 1 декабря 2021 года (2 доза).
С данным приказом ФИО1 была ознакомлена под роспись 17 октября 2021 года.
19 октября 2021 года Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1" был издан приказ N 182/1 "О внесении изменений в Приказ N 187 от 15 октября 2021 года". Данным приказом предписывалось обеспечить предоставление справки сотрудниками о медицинских противопоказаниях к вакцинации против новой коронавирусной инфекции исключительно через заключение врачебной комиссии медицинской организации (ВК).
На основании приказа работодателя N 279.16-р от 29 октября 2021 года ФИО1 была отстранена от работы, в связи с не предоставлением сведений о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или сведений о медицинском отводе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) через заключение врачебной комиссии или сведений о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не более 6 месяцев назад, на период с 1 ноября 2021 года и до момента ее прохождения. Также в данном приказе содержится указание на не начисление ФИО1 заработной платы на весь период отстранения от работы.
Перед изданием названного приказа об отстранении от работы ФИО1 в письменном виде получено добровольное информированное согласие в виде отказа на проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), указанный отказ заполнен ФИО1 1 ноября 2021 года.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что ФИО1 является работником организации, основной целью деятельности которой является оказание специализированной медицинской помощи по психиатрии, в связи с чем она входит в число работников, вакцинация для которых носит обязательный характер, при этом противопоказаний к проведению вакцинации она не имеет. В связи с чем действия работодателя по отстранению ФИО1 от работы в условиях пандемии и неблагополучной эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции (COVID-19) в Оренбургской области являются законными и обоснованными и не могут расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца ФИО1, отказавшейся от вакцинации. Сохранение за истцом ФИО1 заработной платы в данном случае нормами трудового законодательства не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что само по себе включение вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям для работников медицинских организаций, не влечёт отстранение от работы работника, не сделавшего соответствующую прививку или не прошедшего вакцинацию, поскольку ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" или ином нормативном правовом акте Российской Федерации не содержится указание на отстранение от работы работника, не прошедшего вакцинацию или не сделавшего соответствующую профилактическую прививку; в случае если ее проведение предусмотрено календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и соответствующего постановления главного санитарного врача. Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусматривает возможность отстранения от работы при отсутствии профилактических прививок только работников, занятых на работах, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и перечень которых должен быть определен соответствующим нормативным правовым актом. Иные случаи отстранения от работы не предусмотрены. Также отсутствуют и иные Федеральные законы и нормативные правовые акты, которые бы предусматривали отстранение от работы работников, не прошедших в обязательном порядке профилактические прививки в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Вместе с тем, в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации отстранение от работы производится только в случаях, когда это предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По мнению суда апелляционной инстанции, иск не может быть удовлетворён также потому, что как следует из содержания постановления Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14 октября 2021 года N 3 какая-либо обязанность по прохождению вакцинации на работников указанных в данном постановлении организаций не возлагалась.
В апелляционном определении содержится вывод о том, что действующее законодательство не наделяет работодателей правом истребовать и оформлять у своих работников отказ от проведения профилактической прививки и вакцинации.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции учёл, что в постановлении Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14 октября 2021 года N 3 содержится требование о вакцинации до 80 % от общей численности работников, в то время, как на момент отстранения ФИО1, количество вакцинированных работников достигло более 80 %.
По мнению суда апелляционной инстанции работодатель при принятии решения об отстранении ФИО1 от работы не учёл, что дата отстранения работника от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных главным государственным санитарными врачом Оренбургской области. А именно, из постановления Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 14 октября 2021 года N 3 следует, что в срок до 1 декабря 2021 года должно быть вакцинировано не менее 80 % от общей численности работников. Суд указал, что при таких обстоятельствах отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации вопреки доводам должно быть оформлено не ранее 1 декабря 2021 года в случае, если работником в указанную дату не представлены сертификат о вакцинации или документы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии у работодателя установленного действующим законодательством права по отстранению истца в связи с отказом от вакцинации судебная коллегия согласиться не может.
Из смысла действующих норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, в том числе работников медицинских организаций вакцинация является обязательной.
Судебная коллегия полагает, что поскольку граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в силу абз.8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работник, не имеющий противопоказаний от вакцинации вправе от неё отказаться, но должен быть отстранен от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
Между тем, судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о незаконном отстранении истца от выполнения трудовых обязанностей с 01 ноября 2021 г, поскольку Главным государственным санитарным врачом по Оренбургской области 01 декабря 2021 г. было определено датой окончания периода вакцинации работников учреждения, и именно на эту дату должно быть вакцинировано не менее 80 % работников ответчика.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя указанный вывод суда апелляционной инстанции мотивирован, основан на собранных по делу доказательствах и установленных обстоятельствах.
С чётом изложенного доводы заявителя жалобы о том, что до 01 ноября 2021 г. истец вакцинацию против новой коронавирусной инфекции первым компонентов или однокомпонентной вакциной не прошла, чем допустила неисполнение законного требования главного государственного санитарного врача по Оренбургской области не могут являться основанием для отмены апелляционного определения.
В связи с чем кассационная жалоба Министерства здравоохранения Оренбургской области подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.