Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т. В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1778/2021 (УИД: 38RS0023-01-2021-002749-45) по иску Канищева Андрея Ивановича к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулун и Тулунскому району" о признании права на получение социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 апреля 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" Якименко О.В, действующей на основании доверенности от 19 мая 2022 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Канищева Андрея Ивановича - Кочева Леонида Игоревича, действующего на основании доверенности от 4 марта 2022 г, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Канищев Андрей Иванович (далее - Канищев А.И, истец) обратился в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулун и Тулунскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по городу Тулун и Тулунскому району", ответчик) о признании права на получение социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований Канищев А.И. указал, что решением суда от 18 сентября 2020 г. установлен факт его владения и пользования жилым домом по адресу: Иркутская "адрес", общей площадью N кв. м. на праве собственности в силу фактического принятия наследства на день введения режима чрезвычайной ситуации в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне, июле 2019 года на территории Иркутской области.
После получения решения суда истец обратился в управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району с заявлением о предоставлении свидетельства на получение социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, однако, в июле 2021 г. постановление от 28 июля 2019 г. N о признании дома непригодным для проживания отменено. Для вынесения нового постановления истец обратился в администрацию муниципальное учреждение "город Тулун", однако, по результатам рассмотрения его заявления 29 октября 2021 г. ему сообщено о том, что принять новое решение невозможно, так как объект обследования не существует.
Канищев А.И. просил суд признать за ним право на получение социальной выплаты в связи с утерей жилого дома в результате паводка, вызванного сильными дождями на территории Иркутской области летом 2019 года, расположенного по адресу: "адрес"; обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Канищеву А.И. и членам его семьи свидетельство о признании за Канищевым А.И. и членами его семьи права на получение социальной выплаты в связи с утратой дома в рамках Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2021 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУ "Администрация г. Тулуна".
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 8 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований Канищеву А.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 апреля 2022 г. решение Тулунского городского суда Иркутской области от 8 декабря 2021 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Канищева А.И. удовлетворены.
За Канищевым А.И. признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого дома в результате паводка, вызванного сильными дождями на территории Иркутской области летом 2019 года, расположенного по адресу: "адрес"
На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать Канищеву А.И. и членам его семьи свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В кассационной жалобе представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 апреля 2022 г. и оставлении в силе решения Тулунского городского суда Иркутской области от 8 декабря 2021 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель полагает, что у истца отсутствует право на меры социальной поддержки в связи с предоставлением органом местного самоуправления информации о непригодности для проживания спорного жилого помещения вследствие физического износа, а не подтопления.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем ОГКУ "УСЗН по городу Тулун и Тулунскому району" принесены письменные возражения, в которых ОГКУ "УСЗН по городу Тулун и Тулунскому району" поддерживает доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МУ "Администрация г. Тулуна", сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит обоснованными доводы кассационной жалобы, а апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 апреля 2022 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции допущено неправильное применение норм материального права. Также судом кассационной инстанции установлено несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, что является основанием к отмене апелляционного постановления.
Из материалов дела следует, что Канищев А.И. обращался в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" в 2020 году с заявлением о выдаче ему свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N556- пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
2 сентября 2020 г. уведомлением N ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" сообщило Канищеву А.И. об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по причине несоблюдения условий предоставления социальной выплаты, указанных в п. 6 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с указанием на то, что заявитель не являлся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником утраченного жилого помещения, и не имел на день введения чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение; нет регистрации по месту проживания или решения суда об установлении факта постоянного проживания на дату чрезвычайной ситуации на С, С, С, Ф.; не предоставлено решение суда о признании членом семьи на С, С, С, Ф.).
18 сентября 2020 г. решением Тулунского городского суда Иркутской области вступившим в законную силу 5 июля 2021 г. по гражданскому делу N2-1485/2020 удовлетворены исковые требования Канищева А.И.: установлен факт принадлежности Канищенко Р.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора купли-продажи жилого дома от 11 апреля 1975 г.; установлен факт владения и пользования истцом объектом недвижимости ? жилым домом, расположенным по адресу: Иркутская "адрес", общей площадью 40, 7 кв. м. на праве собственности в силу фактического принятия наследства на день введения режима чрезвычайной ситуации в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне, июле 2019 года на территории Иркутской "адрес". Из решения следует, что 28 июня 2019 г. дом попал в зону затопления, был полностью разрушен и уничтожен водой, вода в доме была выше потолка. Он в доме проживал постоянно, имеет регистрацию с 10 февраля 2005 г.
23 ноября 2020 г. Канищев А.И. обратился в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, расположенного по адресу "адрес" на себя и членов семьи С, С, С, Ф.
27 ноября 2020 г. уведомлением N ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" сообщило Канищеву А.И. об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по причине несоблюдения условий предоставления социальной выплаты, указанных в п. 6 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (нет регистрации по месту проживания или решения суда об установлении факта постоянного проживания на дату чрезвычайной ситуации на С, С, С, Ф.; не предоставлено решение суда о признании членом семьи на С, С, С, Ф.) обращение на выдачу свидетельства после срока, установленного пунктом 1 1 Положения.
12 октября 2020 г. решением Тулунского городского суда Иркутской области, вступившим в законную силу 13 ноября 2020 г. удовлетворены исковые требования С, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних С, С, Ф. к Канищеву А.И. о признании членами семьи, собственника жилого дома, расположенного по адресу "адрес".
13 октября 2021 г. Канищев А.И. обратился в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, расположенного по адресу "адрес" на себя и членов семьи С, С, С, Ф.
27 октября 2021 г. межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации городского округа от 4 июля 2019 г. N составила акт N обследования помещения по адресу "адрес", пришла к выводу об отсутствии возможности принять решение о признании помещения жилым или непригодным для проживания из-за отсутствия объекта.
29 октября 2021 г. администрация г. Тулун сообщила Канищеву А.И. о невозможности принять решение об оценке соответствия жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым, непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу, или реконструкции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 из-за отсутствия объекта обследования.
Аналогичные сведения 29 октября 2021 г. администрация г. Тулун направила в ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району", дополнительно указав, что постановлением от 26 августа 2020 г. N отменила постановление администрации г. Тулун от 28 июля 2019 г. N о признании жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" связи с не обращением собственника в МУ "Администрация г. Тулуна".
Согласно уведомлению N N от 8 декабря 2021г, от 2 сентября 2020 г. в ЕГРН сведения о правах Канищева А.И, С, С, С, Ф. на объекты недвижимости отсутствуют.
Полагая отказ ОГКУ "УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району" об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из законности отказа в выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и отсутствии условий предоставления социальной выплаты, указанных в п. 6 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, в частности, акта межведомственной комиссии, которым жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская "адрес", признано непригодным для проживания.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции отменил решение Тулунского городского суда Иркутской области от 8 декабря 2021 г, принял новое решение, которым исковые требования Канищева А.И. удовлетворил. За Канищевым А.И. признано право на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого дома в результате паводка, вызванного сильными дождями на территории Иркутской области летом 2019 года, расположенного по адресу: Иркутская "адрес".
На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать Канищеву А.И. и членам его семьи свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом суд апелляционной инстанции оценил совокупность представленных в материалы дела доказательств, в том числе, учел факт принятия администрацией муниципального образования "город Тулун" постановления от 28 июля 2019 г. N о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская "адрес".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выводы суда о признании спорного помещения непригодным для проживания сделаны при неполном исследовании всех имеющих значение для дела обстоятельств дела, что является основанием для отмены апелляционного определения.
Согласно абзацу 7 пункта 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Иркутской области N 134-уг от 27 июня 2019 г. "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации городского округа муниципального образования "город Тулун" от 27 июня 2019 г. N 1042 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "город Тулун" с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования ? "город Тулун" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ? июле 2019 года на территории Иркутской области социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее ? Положение).
Настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата).
Согласно п. 2 Положения социальные выплаты предоставляются на следующие цели:
1) приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации;
2) строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее ? министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе, гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.
Срок действия свидетельства ограничивается 15 декабря 2020 года включительно, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем, четвертом, пятом настоящего пункта.
Срок действия свидетельства, выданного гражданину, указанному в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданину, право на получение социальной выплаты которого подтверждено вступившим в законную силу судебным решением об установлении факта владения утраченным жилым помещением на праве собственности, либо о признании права собственности на утраченное жилое помещение, либо об установлении факта постоянного проживания члена семьи гражданина в утраченном жилом помещении, либо о признании лиц, проживающих с гражданином, членами его семьи (далее судебное решение), либо на основании повторного обследования жилого помещения, ограничивается 20 декабря 2021 года включительно.
Гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, либо на основании повторного обследования жилого помещения, или его (их) представитель в срок до 1 ноября 2021 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина (абзац 3 пункта 11 Положения).
В силу п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556- пп, социальные выплаты предоставляются при наличии сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.N47 (далее Положение от 28 января 2006 г. N47).
В соответствии с п. 7 Положения от 28 января 2006 г. N47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводится на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) на основании заключения межведомственной комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п. 47 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании заключения которой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления принимает решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным или непригодным для проживания граждан.
С учетом изложенного, право на социальную выплату имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации в Иркутской области, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне ? июле 2019 года на территории Иркутской области, утраченное жилое помещение находилось в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", решения о признании помещения непригодным для проживания граждан, принятого органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, актом обследования помещения (многоквартирного дома) от 27 октября 2021 года межведомственной комиссии установлено, что при визуальном осмотре жилой дом, расположенный по адрес Иркутская "адрес" фактически отсутствует, оценка результатов контроля и исследования по состоянию на 27 октября 2021 года не проводились в связи с фактическим отсутствием дома, расположенного по адресу Иркутская "адрес".
Суд апелляционной инстанции основывает выводы о непригодности спорного помещения для проживания на акте комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории города Тулуна Иркутской области, утвержденного МУ "Администрация города Тулуна" 22 августа 2019года, который не содержит сведений о пригодности или непригодности спорного помещения расположенного по адресу "адрес" для проживания граждан в нем, поскольку составлялся для иных целей, а именно с целью установления обстоятельств утраты и повреждения имущества в доме от затопления.
Также суд апелляционной инстанции в обоснование выводов о признании жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" непригодным для проживания сослался на постановление Администрации города "Тулун" от 28 июля 2019 года N о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Между тем, как следует из письма муниципального учреждения "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун" от 29 октября 2021 года N постановление администрации городского округа от 28 июля 2019 г. N о признании жилого помещения расположенного по адресу Иркутская "адрес", отменено постановлением администрации городского округа от 26 августа 2020 года N "Об отмене постановления администрации городского округа муниципального образования - " "адрес"" от 28 июля 2019года N.
Между тем, обстоятельства, связанные с принятием администрацией городского округа "город Тулун" постановления от 28 июля 2019года N о признании жилого помещения непригодным для проживания и последующей его отмены судом апелляционной инстанции не выяснены и не установлены, равно как и обстоятельства, связанные с датой формирования межведомственной комиссии для оценки жилых помещений, пострадавших от наводнения в 2019году и составления акта межведомственной комиссией об оценке состояния жилого дома по адресу "адрес" изначально в 2019году, до даты принятия органом местного самоуправления решения о признании жилого помещения непригодным для проживания от 28 июля 2019 г. N.
Между тем, указанные обстоятельства имеют значение для разрешения спора, поскольку решение межведомственной комиссии по оценке жилого помещения в качестве пригодного или непригодного для проживания является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о признании жилого помещения непригодным для проживания.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что судом апелляционной инстанции сделаны преждевременные выводы о достаточности оснований полагать, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу "адрес" являлось непригодным для проживания. В связи с изложенным, суд кассационной инстанции полагает апелляционное определение по делу подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо исследовать вопрос о дате и составе создания органом местного самоуправления межведомственной комиссии, предложить Администрации муниципального образования "город Тулун" представить документы о создании межведомственной комиссии по оценке помещений в качестве пригодных и непригодных для проживания, а также документы об осмотре спорного жилого помещения на дату принятия решения о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания от 28 июля 2019 года N, выяснить обстоятельства, связанные с установлением причин отсутствия и ненадлежащего оформления актов осмотра помещений своевременно по результатам затопления помещения по адресу "адрес", установить был ли нарушен Администрацией город "Тулун" порядок создания межведомственной комиссии и какой был установлен в муниципальном образовании порядок работы межведомственной комиссии и оформления актов осмотра жилых помещений, пострадавших в результате затопления домов, в период 2019года.
В зависимости от выяснения указанных обстоятельств суду апелляционной инстанции необходимо принять судебное постановление по результатам нового рассмотрения в зависимости от установления фактического признания спорного помещения непригодным или пригодным для проживания по состоянию на июль 2019 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 апреля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Иркутский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.