Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N 26OS0000-04-2021-000783-62 (3а-171/2022) по административному исковому заявлению Журавлева Дмитрия Сергеевича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 04 апреля 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, объяснения представителя административного истца Сердюковой О.В, принимавшей участие посредством видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда,
УСТАНОВИЛА:
Журавлев Д.С. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16 200 кв.м, вид разрешенного использования "под объектами производственной базы (литеры "А" - механические мастерские и "С" - склад)", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, составляющей 19 880 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка завышена, не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права, поскольку влияет на размер арендной платы; представил отчет об оценке от 09 декабря 2021 г. N 54/2021, подготовленный оценщиком Думбровским А.В.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Аналитик менеджмент групп".
По результатам проведения экспертизы размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2019 г. составил 22 436 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции административный истец в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) уточнил заявленные требования, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с учетом результатов судебной оценочной экспертизы.
Решением Ставропольского краевого суда от 04 апреля 2022 г. заявленные требования удовлетворены; по состоянию на 01 января 2019 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, составляющей 22 436 000 рублей; установлена дата подачи заявления в Ставропольский краевой суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости - 24 декабря 2021 г.
Полагая, что названный выше судебный акт является незаконным и необоснованным, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ставропольского краевого суда 04 апреля 2022 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указало, что уменьшение кадастровой стоимости приведет к потерям бюджета; некорректный подбор аналогов при проведении судебной оценочной экспертизы привел к неверной и необоснованной рыночной стоимости земельного участка. В жалобе приведены доводы о том, что выбранные экспертом объекты-аналоги отличаются по площади; на объектах-аналогах NN 2 и 3 расположен фундамент, на объекте-аналоге N 1 расположен металлический забор, что вызывает сомнения в применении (неприменении) корректировок; поправка на торг в размере 18 % применена для неактивного рынка, в то время как рынок недвижимости Ставропольского края таковым не является.
В материалы дела от представителя административного истца Сердюковой О.В. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Сердюкова О.В. против доводов жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Информация о движении дела, дате, времени и месте судебного разбирательства размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (3ap.sudrf.ru).
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы на решение Ставропольского краевого суда от 04 апреля 2022 г, письменные пояснения эксперта Захарьящева В.А, заслушав пояснения представителя административного истца Сердюковой О.В, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от 28 октября 2021 г. N 10135 Журавлев Д.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N размер арендной платы по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" по состоянию на 01 января 2019 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 35 026 344 рублей.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельного участка представлен отчет об оценке от 09 декабря 2021 г. N 54/2021, выполненный оценщиком Думбровским А.В, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2019 г. составила 19 880 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции по ходатайству административного истца назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению эксперта ООО "Аналитик менеджмент групп" Захарьящева В.А. от 14 марта 2022 г. N 007-22-ОК рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2019 г. составила 22 436 000 рублей.
Удовлетворяя административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости, суд исходил из предусмотренных законом оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, в соответствии с частью 1 статьи 245 которого юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснений, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Являясь правообладателем земельного участка, обязанным уплачивать арендные платежи, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 3 регулирующего отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, пришел к верному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 05 июля 2016 г. N 15-П сформулирован ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, то есть в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что представленный административным истцом отчет об оценке не может быть признан допустимым доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка. Содержащиеся в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости земельного участка опровергнуты заключением судебной оценочной экспертизы.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Эксперт верно определилсегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования, категории земель и фактического использования объекта оценки и отнес его к землям производственного назначения; подобранные экспертом аналоги расположены в пределах одного населенного пункта, а также сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
Экспертом осуществлены по элементам сравнения необходимые корректировки цен аналогов, соответствующие характеру и степени отличий аналогов от оцениваемого земельного участка и сглаживающие их отличия.
В силу подпункта "д" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям. Экспертом применены корректировки на торг, на имущественные права (для аналогов NN 2 и 3), на площадь, на локальное местоположение, на транспортную доступность, на наличие коммуникаций (для аналога N 3), на наличие инженерно-геологических условий (для аналогов NN 1 и 2); на наличие дополнительных улучшений (для аналога N 1). Оснований для введения иных корректировок не имеется.
В апелляционной жалобе содержатся доводы об отличии объектов-аналогов от объекта исследования по площади и необоснованным применением корректировки по данному параметру.
Однако вопреки приведенным доводам экспертное заключение содержит обоснование, как выбора объектов-аналогов, так и примененных корректировок с учетом сделанных в заключении выводов.
В письменных пояснениях эксперт указал, что выявить достаточное количество предложений о продаже объектов-аналогов с идентичной площадью как у объекта оценки не представилось возможным, в связи с чем применены соответствующие корректировки. Поскольку данный подход не противоречит законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, методологии оценки, судебная коллегия признает экспертное заключение в указанной части обоснованным.
Доводы комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя относительно необоснованно примененной скидки на торг для неактивного рынка судебной коллегией отклоняются, поскольку применение корректировки по данному параметру стало возможным в результате анализа рынка недвижимости, отнесенного сегменту производственного назначения. Мотивированное суждение приведено экспертом в заключении, а также в письменных пояснениях. Так, одним из основных признаков неактивного рынка является значительное превышение предложений над спросом. Кроме того, на рынке наблюдаются колебания и неоднородность цены предложений в течение коротких промежутков времени, а также снижение объема и уровня активности по операциям (предложения повторяются в течение длительного времени). Эксперт указал, что в период с 01 января 2018 г. по 01 января 2019 г. наблюдается отсутствие динамики изменения цен, что характерно для периода неактивности рынка.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что эксперт необоснованно в качестве аналогов выбрал объекты с фундаментом и металлическим забором и применил соответствующие корректировки.
Однако вопреки доводам апелляционной жалобы экспертное заключение содержит подробное обоснование выбора объектов-аналогов и примененных корректировок. Также экспертом представлены письменные пояснения, из которых следует, что у объекта-аналога N 1 имеются улучшения в виде ограждения (металлический забор) - информация о наличии улучшений получена из текста, фотоснимков участка, представленных в объявлении, а также в ходе идентификации объекта-аналога посредством спутниковых карт. Корректировка цен по данному параметру согласно выбранному источнику составила для аналога N 1 в размере -6, 5%; у аналогов NN 2 и 3 фундамент лишь формально, улучшение с существенным износом, ценности не представляет и не требует существенных затрат на снос (сведения получены из консультации с продавцом), в связи с чем корректировка по данному параметру для аналогов NN 2 и 3 не применялась.
Судебная коллегия, проанализировав материалы дела, а также пояснения эксперта, пришел к выводу, что анализ полученных результатов произведен в соответствии с подпунктом "е" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
В заключении экспертом представлена необходимая информация, идентифицирующая объект экспертизы, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков, в том числе сегмента рынка, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельных участков.
Данная информация подтверждена и проверяема, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, к заключению приложены копии размещенных в сети "Интернет" объявлений в виде компьютерных снимков, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Содержащиеся в заключении сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Экспертом проведено исследование объективно, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции. При этом принимает во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании заключения эксперта.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о незаконности решения суда, о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 04 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в полном объеме 03 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.