Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Беляева Алексея Анатольевича на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Беляева Алексея Анатольевича к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 ФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ УК УФСИН России по Хабаровскому краю о нарушении условий содержания под стражей, присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения Беляева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Беляев А.А. обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил суд признать действия (бездействия) административного ответчика в части лишения Беляева Алексея Анатольевича непрерывного восьмичасового сна в ночь с 17 ноября 2020 года на 18 ноября 2020 года; отсутствия вентиляции и полной безопасности в спецавтомобилях, в которых перевозили Беляева А.А.; необеспечения постельными принадлежностями в спецвагоне; транспортировки Беляева А.А. в спецавтомобилях и в спецвагоне в чрезмерно маленьком замкнутом пространстве; лишении ежедневной прогулки 18 ноября 2020 года - незаконными, а условия содержания его под стражей с 22-10 часов 17 ноября 2020 года по 16-55 часов 18 ноября 2020 года - ненадлежащими; взыскать с административного ответчика в пользу Беляева Алексея Анатольевича за ненадлежащие условия содержания 100 000 рублей.
В ообоснование заявленных требований административный истец указал, что с 11 октября 2020 года по 12 ноября 2020 года его содержали в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, в камере 356. 17 ноября 2020 года сотрудники СИЗО-1 отдали распоряжение готовиться к этапированию в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. В результате этапирования его из ФКУ СИЗО-1 в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 22-10 час. 17 ноября 2020 года по 16-55 час. 18 ноября 2020 года его лишили права на непрерывный восьмичасовой сон, подвергли его жизнь и здоровье опасности во время транспортировки в спецавтомобилях ввиду отсутствия ремней безопасности, подвергали унижающему достоинство обращению ввиду транспортировки в спецавтомобилях и в спецвагоне в чрезмерно маленьком пространстве без вентиляции воздуха, без освещения запираемого помещения и без постельных принадлежностей, а также лишили его права на ежедневную прогулку. Указанные обстоятельства являются нарушением его прав, гарантированных ему п.21 гл.5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции России N 295 от 16 декабря 2016 года, ст.ст.1, 2, 8, 10, 93, 127 УИК России, ст.21 Конституции России и ст.3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколов к ней.
Определениями судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 17 февраля 2021 года и от 26 марта 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, Федеральное казенное учреждение Управление по конвоированию УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Беляева А.А. отказано.
19 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Беляева А.А, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 3 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения со ссылкой на то, что суды не рассмотрели вопрос о лишении его прогулки 18 ноября 2020 года, не привлекли к участию в деле в качестве ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело без его участия, чем нарушил статью 6 Европейской конвенции 1950 года. Позиция судов о том, что действия сотрудников, указанные в административном исковом заявлении, обусловлены лишь необходимостью его этапирования, противоречит действующему законодательству.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2021 года кассационная жалоба Беляева А.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились административные ответчики; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
В кассационной жалобе административным истцом заявлено ходатайство о допросе свидетеля, содержащегося в ФКУ ИК-6, которое в силу положений ст.329 КАС РФ удовлетворению не подлежит, поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность судебных постановлений на основании имеющихся в материалах дела доказательствах и правом на установление новых обстоятельств и исследование новых доказательств не наделен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Беляева А.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу частей 1, 6 статьи 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.
Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок и условия конвоирования осужденных осуществляются в соответствии с инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Минюстом России и МВД РФ 24 мая 2006 года N 199-ДСП/369 ДСП, Порядком направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденным Приказом Минюста России от 26 января 2018 года N 17.
В соответствии с пунктом 73 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, к транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН, относятся, в том числе специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее - спецавтомобили); специальные железнодорожные вагоны (далее - спецвагоны).
В спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей).
Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей.
Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20, 0 мм x 20, 0 мм x 1, 5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 11 октября 2020 года Беляев А.А. прибыл из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю для обследования в ФКУЗ МСЧ-27, 17 ноября 2020 года убыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В период содержания в учреждении осужденному Беляеву А.А. ежедневно предоставлялась прогулка, в том числе прогулка была предоставлена 17 ноября 2020 года. Вывод из камер лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, убывающих из учреждения, осуществляется непосредственно при прибытии в учреждение особого караула.
18 ноября 2020 года в 1 час 30 минут в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю особым караулом по железнодорожному маршруту "Хабаровск - Эльбан - Хабаровск" был принят Беляев А.А. и размещен в общей камере N 4 оперативно-служебного автомобиля типа "АЗ" "ГАЗ-33106". Данная модель автомобиля, в соответствии с техническим паспортом спецавтомобиля, имеет норму посадки в общую камеру - 5 человек. Размер общей камеры спецавтомобиля определен приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, которым утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, длина - 135 см, ширина - 115 см, высота - 174 см. Время в пути составило - 25 минут.
18 ноября 2020 года в 1 час 55 минут заявитель был размещен в малой камере N 8 специального вагона типа "СТ" модель ЦМВ планового караула по железнодорожному маршруту N 146 "Хабаровск - Советская Гавань" (размеры: ширина 100 см, длина - 214 см, высота - 287 см).
18 ноября 2020 года в 15 часов 40 минут на станции "Эльбан" Беляева А.А. разместили в большой камере N 4 оперативно-служебного автомобиля типа "АЗ" "КАМАЗ 5350-42". Данная модель автомобиля в соответствии с техническим паспортом спецавтомобиля имеет норму посадки в большую камеру - 15 человек. Размер большой камеры спецавтомобиля определен приказом N 279: длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см.
18 ноября 2020 года в 16 часов 20 минут Беляев А.А. был сдан в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Время в пути составило 40 минут.
Все специальные автомобили, в которых конвоировался заявитель, оборудованы отопительными системами "Планар 8ДМ-24", предназначенными для регулируемого обогрева помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха до - 45°С, которые обеспечивали подачу теплого воздуха в камеры специальных автомобилей.
Камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования.
Освещение больших камер специальных автомобилей "ГАЗ-33106", "КАМАЗ 5350-42" осуществляется за счет трех светодиодных ламп эквивалентной мощностью 45 Ватт и 36 Ватт соответственно.
В соответствии с главой XII приказа Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 в камерах для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не предусмотрены поручни либо ремни безопасности. Также не предусмотрено наличие окон в камерах для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Все системы жизнеобеспечения спецавтомобилей, в которых перевозили Беляева А.А, находились в исправном состоянии. Жалоб и заявлений от Беляева А.А. за время конвоирования в указанный период не поступало.
Малая камера специального вагона, в которой перевозился Беляев А.А, оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения (нижняя полка может быть использована как спальное место). Беляев А.А. в камере спецвагона следовал один. Все системы жизнеобеспечения спецвагона (отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение) были в исправном состоянии.
Конструкция спецвагона, в котором конвоировался Беляев А.А, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, освещение, нормативы шума и вибрации и другие параметры) соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 года N 12.
Спецвагон оборудован приточно-принудительной вентиляцией с естественным поступлением воздуха через дефлекторы.
Общее освещение коридора спецвагона состоит из 11 светильников с лампами люминесцентного освещения, а также оконными проёмами в коридоре спецвагона (согласно техническим условиям оборудованы решётками и стёклами). Непосредственно в камерах спецвагона окон нет, от общего коридора с окнами режимной части спецвагона они отделены металлической решёткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, что не препятствует проникновению света в камеру.
Обеспечение спецконтингента постельными принадлежностями в соответствии с действующими законодательством не предусмотрено. При этом использование личных постельных принадлежностей осужденным и лицам содержащихся под стражей не запрещено.
При конвоировании Беляева А.В. в спецвагоне под охраной караулов по конвоированию ФКУ УК УФСИН России по Хабаровскому краю жалоб на состояние здоровья в течение всего пути следования административный истец не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам не обращался.
Отказывая в удовлетворении административного иска Беляева А.В, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, пришли к выводу о том, что порядок конвоирования Беляева А.А. осуществлен в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы. Каких-либо нарушений прав Беляева А.А. со стороны административных ответчиков не установлено, как не установлено и факта причинения Беляеву А.А. вреда при этапировании в период отбывания наказания. Допущенные отклонения распорядка дня осужденного вызваны объективными причинами - необходимостью следования в другой населённый пункт к месту отбытия наказания.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Довод кассационной жалобы о нарушении прав административного истца рассмотрением дела судом апелляционной инстанции в его отсутствие не является основанием к отмене судебного постановления.
Действительно, как следует из материалов дела, 16 августа 2021 года судьей апелляционного суда удовлетворено ходатайство Беляева А.А. об участии в судебном заседании Хабаровского краевого суда путем использования системы видеоконференц-связи.
Вместе с тем, 15 сентября 2021 года в 10.26 час. сотрудником ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю секретарю судебного заседания сообщено о том, что Беляев А.А. находится на прогулке, от участия в судебном заседании посредством использования видеоконференц-связи отказался.
Согласно протоколу судебного заседания суда апелляционной инстанции от 15 сентября 2021 года, сведения, полученные из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, были поставлены на обсуждение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда; по результатам обсуждения принято решение о рассмотрении дела в отсутствии административного истца, поскольку последний добровольно отказался от участия в судебном заседании.
Иные доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Беляева А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.