Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 марта 2010 г. N Ф03-783/2010
по делу N A04-5231/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Благовещенска на решение от 14.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу N А04-5231/2009 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича к администрации г. Благовещенска, министерству имущественных отношений Амурской области, о признании недействительными отказов в выборе земельного участка.
Резолютивная часть постановления от 25 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2010 г,
Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными отказов администрации г. Благовещенска (далее - администрация) и министерства имущественных отношений Амурской области (далее -Миноблимущество, Министерство) в выборе земельного участка, расположенного в г. Благовещенске, в районе ул. Островского, д. 6 для строительства двух-пяти этажного здания под гостиницу, изложенных в письмах, соответственно, N 01-19/2918 от 05.06.2009 и N 14-35/4216 от 25.06.2009.
Решением суда от 14.09.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009, заявленные требования удовлетворены, так как отказы в выборе земельного участка приняты с нарушением порядка, установленного статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Судебные акты мотивированы тем, что администрацией не представлены доказательства проведения процедур выбора земельного участка, что повлекло нарушение прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе администрации, которая просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований. Заявитель жалобы полагает, что судами нарушена статья 31 ЗК РФ, согласно которой орган местного самоуправления вправе не только принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, но и принимать решение об отказе в размещении объекта.
Кроме этого, в жалобе администрация указывает на то, что отказ в выборе земельного участка является законным, поскольку предприниматель не обосновал площадь запрашиваемого земельного участка.
По мнению заявителя жалобы, несостоятелен вывод суда о невозможности идентификации представленных в судебное заседание схем, выполненных на основе актуализированных геодезических и картографических материалов, имеющихся в составе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Благовещенска, в связи с чем сделан ошибочный вывод о недоказанности администрацией отсутствия возможности выбора испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные. Одновременно им заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Миноблимущество отзыв на жалобу не представило, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, как и администрация, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприниматель 27.04.2009 обратился в Министерство с заявлением об оформлении акта выбора земельного участка для строительства двух-пяти этажного здания под гостиницу, расположенного в г. Благовещенске, в районе ул. Островского, д. 6, размером 61 х 42 м.; просил принять решение о согласовании места размещения объекта строительства и о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
Письмом N 01-19/2918 от 05.06.2009 администрация сообщила предпринимателю о невозможности выбора земельного участка для размещения гостиницы, указав в обоснование отказа следующее: предпринимателем не представлено обоснование запрашиваемой площади земельного участка; запрашиваемый участок входит в границы зоны, на которой расположены гостевая автостоянка, контейнерная площадка и разворотная площадка для автотранспорта, осуществляющего вывоз ТБО с контейнерной площадки; через испрашиваемый земельный участок осуществляется подъезд к комплексу гаражей.
Министерство письмом N 14-35/4216 от 25.06.2009 со ссылкой на заключение администрации отказало в удовлетворении заявления предпринимателя, указав на невозможность обеспечить выбор интересующего его земельного участка.
Не согласившись с указанными отказами в выборе земельного участка, предприниматель обжаловал их в арбитражный суд, который, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательства, представленные в обоснование заявленных требований и возражений на них, признал их недействительными. Выводы суда первой инстанции поддержаны арбитражным судом апелляционной инстанции, при этом суды исходили из следующего.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании, в том числе ненормативных правовых актов, осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Администрация и Министерство не представили доказательства соответствия принятых ими ненормативных актов ЗК РФ.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно -защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель при обращении с заявлением о выборе земельного участка выполнил требования, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Между тем, органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права.
В частности, до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает ошибочным довод заявителя жалобы о нарушении судами статьи 31 ЗК РФ, которое, по его мнению, лишило администрацию права принимать решения об отказе в выборе земельных участков, так как указанный довод противоречит указанной норме права, поскольку такое решение администрация должна принимать с соблюдением требований настоящего Кодекса, что не было сделано в спорных правоотношениях.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции и оцененных апелляционным судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку отказ в предоставлении земельного участка повлек нарушение прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу N А04-5231/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель при обращении с заявлением о выборе земельного участка выполнил требования, предусмотренные действовавшим на тот момент законодательством. Между тем, органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права.
В частности, до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает ошибочным довод заявителя жалобы о нарушении судами статьи 31 ЗК РФ, которое, по его мнению, лишило администрацию права принимать решения об отказе в выборе земельных участков, так как указанный довод противоречит указанной норме права, поскольку такое решение администрация должна принимать с соблюдением требований настоящего Кодекса, что не было сделано в спорных правоотношениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 марта 2010 г. N Ф03-783/2010 по делу N A04-5231/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании