Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 марта 2010 г. N Ф03-763/2010
по делу A37-2170/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" - Ворончихина С.В., представитель по доверенности от 16.02.2010 N 1-149 (07-ОБУиф); Заика Е.Д., представитель по доверенности от 25.12.2009 N 1-1617 (25-юр), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, на решение от 03.11.2009, по делу N А37-2170/2009 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан", к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 поМагаданской области, о признании недействительным решения налогового органа в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2010 г.
Арбитражный суд Магаданской области решением от 03.11.2009 удовлетворил требования Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан" (далее - ФГУП "Аэропорт Магадан", аэропорт), признав недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.06.2009 N 13-10/4578 в части, обязывающей аэропорт к уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за третий квартал 2008 года в сумме 325109 руб., соответствующих данной сумме пеней и налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Инспекция обжаловала указанный судебный акт в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судом подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В отзыве на жалобу ФГУП "Аэропорт Магадан" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей ФГУП "Аэропорт Магадан", суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права сводятся к тому, что основанием для отказа аэропорту в применении льготы, предусмотренной подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ, явилось то обстоятельство, что оказанные аэропортом услуги (прием, переработка, хранение, выдача горючесмазочных материалов) не связаны с комплексом услуг по обслуживанию воздушных судов, а осуществлены в рамках исполнения договора от 14.03.2007 N 11-ГСМ, заключенного между ФГУП "Аэропорт Магадан" и ООО "Колыманефтепродукт".
По мнению заявителя жалобы, данный договор заключен в целях осуществления основной деятельности ООО "Колыманефтепродукт", заключающейся в дальнейшей перепродаже нефтепродуктов юридическим лицам (в том числе авиакомпаниям) и не подпадающей под действие подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Данная норма не содержит исключений в отношении каких-либо определенных услуг из числа услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно статье 11 НК РФ в случае отсутствия институтов, понятий и терминов в налоговом законодательстве, подлежат применению институты, понятия и термины иных отраслей законодательства в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
Пунктом 1.1 раздела 1 Приложения N 1 к Приказу Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" все услуги, указанные в Приказе (в том числе, все услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое облуживание), указанные в разделе 4 Приложения 1 к Приказу, относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Минтранс Российской Федерации в письме от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596 разъяснил, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в раздел 1 Приложения N 1 к Приказу Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110.
Услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту - это единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки.
Согласно статье 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
С учетом вышеперечисленных норм суд сделал правильный вывод о том, что в целях применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ под услугами по обслуживанию воздушных судов в аэропорту следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов и оказываются в аэропортах Российской Федерации или в воздушном пространстве Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Федеральных авиационных правил (далее - Правила) "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок", утвержденных Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 N 89 (в редакции Приказа Минтранса Российской Федерации от 13.08.2007 N 118), организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы: прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ; подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку; заправку авиаГСМ в воздушные суда.
Судом установлено, что ФГУП "Аэропорт Магадан" выполняет весь комплекс указанных услуг, что подтверждается сертификатом Федерального агентства воздушного транспорта N ФАВТ А.04.01137 от 09.04.2008. Согласно сертификату предприятие осуществляет следующие виды деятельности в аэропорту Магадан: прием, хранение, подготовку к выдаче, выдачу на заправку авиатоплива, изготовленных по ГОСТ 10227-86 и заправку ВС; прием, хранение, подготовку к выдаче и дозирование в топливо ПВК жидкости, изготовленной по ОСТ 54-3-175-73-99; прием, хранение, подготовку к выдаче и выдачу потребителю авиаГСМ.
Весь комплекс услуг по авиатопливообеспечению представлен двумя неразрывно связанными взаимными составляющими:
1) услуга по хранению авиаГСМ;
2) услуга по заправке воздушных судов (далее - ВС). При этом, услуга по хранению включает в себя: прием, хранение, контроль качества и подготовку к выдаче авиаГСМ.
Для реализации указанного производственного процесса по авиатопливообеспечению, между ФГУП "Аэропорт Магадан" (Хранитель) и ООО "Колыманефтепродукт" (Поклажедатель) был заключен договор от 14.03.2007 N 11-ГСМ на предоставление услуг службой ГСМ ФГУП "Аэропорт Магадан".
Судом установлено, что в 3 квартале 2008 года ФГУП "Аэропорт "Магадан" в силу договора осуществляло услуги по хранению нефтепродуктов для Поклажедателя - ООО "Колыманефтепродукт" по счетам-фактурам от 10.08.2008 N 2300 на сумму 238660,3.3 руб. без НДС, от 31.08.2008 N 3351 на сумму 605929,37 руб. без НДС, от 10.09.2008 кз376 на сумму 237195,08 руб. без НДС, от 20.09.2008 N 3403 на сумму 653962,06 руб. без НДС, от 30.09.2008 N 3404 на сумму 71148,14 руб. Затем при помощи специальной техники осуществляло заправку воздушных судов указанным авиаГСМ, непосредственно в аэропорту г. Магадана, в iгелях реализации возложенных на него уставных целей, а именно - для авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
При изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что услуги по хранению авиаГСМ, оказываемые предприятием в рамках исполнения договора от 14.03.2007 N 11-ГСМ с ООО "Колыманефтепродукт", являются неотъемлемой частью технологического процесса авиатопливообеспечения воздушных перевозок, связаны непосредственно с обслуживанием воздушных судов и, следовательно, при исчислении НДС ФГУП "Аэропорт "Магадан" правомерно применяло положения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Кроме того, суд установил, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ инспекция давала ФГУП "Аэропорт "Магадан" письменное разъяснение по применению льготы, предусмотренной подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а именно по услугам, входящим в стоимостную основу тарифов, приведенных в пунктах 4.11-4.17 раздела 4 Приложения 1 Приказа Минтранса от 02.10.2000 N 110.
На запрос аэропорта инспекция направила письмо от 04.07.2008 N 07-14/20781, в котором со ссылкой на письмо ФНС России от 02.11.2007 N ШТ-6-03/861@ разъяснила налогоплательщику, что услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в главах "Тарифы за обслуживание воздушного судна" (подпункты 4.11-4.13) и "Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна" (подпункты 4.14-4.17) раздела 4 приложения 1 Приказа N 110, являются услугами по обслуживанию воздушных судов.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N. 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" поскольку согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принимается руководителем налогового органа (его заместителем), в случае возникновения спора судам необходимо исходить из того, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица.
Руководствуясь указанными разъяснениями налогового органа, ФГУП "Аэропорт "Магадан" перестало начислять НДС за хранение авиаГСМ, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 HK РФ исключает вину предприятия в совершении налогового правонарушения.
Поскольку доводы, приведенные инспекцией в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 03.11.2009 по делу N A37-2170/2009 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.22 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация на территории РФ услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
По мнению налогового органа, аэропорт не вправе применять льготу по НДС, т.к. оказанные им услуги (прием, переработка, хранение, выдача ГСМ) не связаны с комплексом услуг по обслуживанию воздушных судов, а осуществлены в рамках исполнения договора, заключенного с поставщиком нефтепродуктов.
Суд с доводами налогового органа не согласился.
Минтранс РФ в письме от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596 разъяснил, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, в том числе, услуги по обеспечению авиаГСМ.
В соответствии с п.1.3 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок" (утв. Приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 18.04.2000 N 89) организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы: прием авиационных ГСМ на склад аэропорта; хранение авиаГСМ; подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку; заправку авиаГСМ в воздушные суда.
Установлено, что аэропорт осуществляет прием, хранение, подготовку к выдаче, выдачу на заправку авиаГСМ. Весь комплекс услуг по авиатопливообеспечению представлен двумя неразрывно связанными составляющими: услуга по хранению авиаГСМ и услуга по заправке воздушных судов. При этом услуга по хранению включает в себя: прием, хранение, контроль качества и подготовку к выдаче авиаГСМ. Для реализации процесса по авиатопливообеспечению между аэропортом и поставщиком нефтепродуктов был заключен договор хранения нефтепродуктов, затем при помощи специальной техники осуществлялась заправка воздушных судов указанным топливом.
Таким образом, услуги по хранению авиаГСМ, оказываемые аэропортом в рамках исполнения указанного договора, являются неотъемлемой частью технологического процесса авиатопливообеспечения воздушных перевозок, связаны непосредственно с обслуживанием воздушных судов. Поэтому аэропорт обоснованно применял спорную льготу.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 марта 2010 г. N Ф03-763/2010 по делу A37-2170/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании