Судья первой инстанции Шерова И.Г.
Гр. дело N 33-26815/22 (ап. инстанция)
Гр. дело N 2-209/22 (первая инстанция)
18 июля 2022 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Сурниной М.В, и судей Ланина Н.А, Мрыхиной О.В, при помощнике судьи Казимирской Н.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ланина Н.А.
дело по апелляционной жалобе третьего лица фио на решение Кунцевского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года, которым постановлено: административные исковые требования Кунцевского межрайонного прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК "Иртыш" об обязании устранить нарушения законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворить.
Обязать ЖСК "Иртыш" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, а именно:
- обеспечить выделение контрастным цветом или фактурой верхней и нижней ступеней лестницы крыльца и лестницы тамбура;
- обеспечить поверхность пандуса нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности;
- обеспечить тактильные предупреждающие указатели и (или) контрастно окрашенную поверхность на участках пола по пути движения на расстоянии 0, 6 метра перед дверными проемами и входами.
УСТАНОВИЛА
Кунцевский межрайонный прокурор адрес в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения гражданского дела, к ЖСК "Иртыш", в котором просит обязать ЖСК "Иртыш" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, а именно:
- обеспечить выделение контрастным цветом или фактурой верхней и нижней ступеней лестницы крыльца и лестницы тамбура;
- обеспечить поверхность пандуса нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности;
- обеспечить тактильные предупреждающие указатели и (или) контрастно окрашенную поверхность на участках пола по пути движения на расстоянии 0, 6 метра перед дверными проемами и входами.
Иск мотивирован тем, что межрайонной прокуратурой по обращению фио проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства ЖСК "Иртыш".
Управление домом по адресу: адрес, осуществляет ЖСК "Иртыш".
Как установлено в многоквартирном доме, по адресу адрес, отсутствовали пандусы для спуска детских колясок и маломобильных групп населения, что затрудняло и другим группам указанных граждан подъем с колясками к лифтовой площадке.
18.10.2020 инициативной группой жильцов установлена аппарель в подъезде N 10.
В ходе проверки установлено, что аппарель в подъезде N 10 в многоквартирном доме, по адресу адрес, не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", а именно металлический аппарель, слабо закреплена на ступенях лестницы, рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0, 5 - 0, 6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0, 8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы отсутствует, разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1, 5 х 1, 5 метра отсутствует.
Также установлено, что крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка не отвечает требованиям, установленным п. 25 постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", а именно уровень пола помещения при входе в здание более 14 миллиметров. Дверные проемы имеют порог и перепады относительно уровня пола, которая превышает 14 миллиметров.
В нарушение п. 26 постановления N 649 верхняя и нижняя ступени лестницы не выделяются цветом или фактурой, перед открытой лестницей за 0, 8 - 0, 9 метра не оборудованы предупредительные тактильные полосы шириной 0, 3 - 0, 5 метра.
В нарушение п. 29 постановления N 649 входная дверь не имеет контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника, наружная дверь имеет порог, высота которого превышает 14 миллиметров.
Наличие аппарелей в жилом доме обусловлено потребностью маломобильных граждан, к которым относятся, в частности, инвалиды и лица с малолетними детьми, использующие детские коляски (ст. 1 Закона адрес от 17.01.2001 N 3), пп. "в" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, строительных правил СП 59.13330.2012 (2016) "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные".
Установка пандуса соответствует требованиям СП 59.13330.2016 по "разумному приспособлению" (п.3.38, п.4.1.) в рамках адаптаций, а не капитального ремонта и реконструкции, без необходимости несоразмерного и неоправданного бремени расходов для жителей (п. 3.38, п.3.52.), которые обязательны к применению согласно ч. 4 ст. 6, часть 3 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Требование по п.1.2. СП 59.13330.2012 по "разумному приспособлению" являются национальным стандартом, утвержденным п.41. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)", в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", обязательным к применению, при этом идентичен п. 4.1. в актуализированной редакции СП 59.13330.2016.
В свою очередь, установка спускных пандусов не является реконструкцией капитального строения в силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не требует решения общего собрания собственником МКД.
В ходе проверки 28.02.2022 установлено, что в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес, выявлены нарушения требований законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, а именно крыльцо (входная зона до тамбура) не соответствует требованиям СниП 35-01- 2001 (0, 94 х 4, 08), единообразная геометрия лестница крыльца не соответствует требованиям СниП 35-01-2001 (ступени разной высоты), нет выделения контрастным цветом верхней и нижней ступени, что не соответствует требованиям СниП 35-01- 2001, нет рельефной (тактильной) полосы с конусообразными рифами перед лестничным маршем, нет непрерывных поручней с двух сторон, глубина х ширина тамбура не соответствует требованиям СниП 35-01-2001 (130 х 382 см), высота порогов не соответствует требованиям СниП 35-01-2001 (7, 0 см), высота ступеней лестницы в вестибюле подъезда не соответствует требованиям СниП 35-01-2001 (15-22 см), единообразная геометрия лестницы вестибюля подъезда не соответствует требованиям СниП 35-01-2001, нет выделения контрастным цветом верхней и нижней ступени, что не соответствует требованиям СниП 35-01-2001, не соответствует поручни лестницы вестибюля требованиям СниП 35-01-2001 (высота поручня, отсутствуют горизонтальные завершения поручня с не травмирующим окончанием).
Управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в нем.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненный иск по основаниям, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчика иск признал.
В судебном заседании представитель третьего лица оставил решение на усмотрение суда.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит третье лицо фио по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик ЖСК "Иртыш", третье лицо фио на заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Балабан А.Ю, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Указанным требованиям закона постановленное судом решение отвечает.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
Согласно п.3 ст.30, п.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч.1ст.158 ЖК РФ).
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающего в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества в МКД.
Согласно п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N491 от дата, в состав общего имущества МКД включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в том числе должен поддерживаться архитектурный облик многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства и реконструкции многоквартирного дома.
Согласно подпункту "з" п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме под содержанием общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно- климатических условий расположения МКД понимается, в частности, текущий и капитальный ремонт. В соответствии с п.1 ст.290 ГК РФ и ч.1 ст.26 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности. Обязательство собственника помещений по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений с лицом, осуществляющим управление домом. При этом в силу части 2.3 ст. 161 ЖК РФ, а также п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. N491, выполнение работ и оказание услуг являются для управляющей компании обязательными в силу закона.
Установка пандуса соответствует требованиям СП 59.13330.2016 по "разумному приспособлению" (п.3.38, п.4.1.) в рамках адаптаций, а не капитального ремонта и реконструкции, без необходимости несоразмерного и неоправданного бремени расходов для жителей (п. 3.38, п.3.52.), которые обязательны к применению согласно ч. 4 ст. 6, часть 3 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Требование по п.1.2. СП 59.13330.2012 по "разумному приспособлению" являются национальным стандартом, утвержденным п.41. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)", в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", обязательным к применению, при этом идентичен п. 4.1. в актуализированной редакции СП 59.13330.2016.
Наличие аппарелей в жилом доме обусловлено потребностью маломобильных граждан, к которым относятся, в частности, инвалиды и лица с малолетними детьми, использующие детские коляски (ст. 1 Закона адрес от 17.01.2001 N 3), пп. "в" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, строительных правил СП 59.13330.2012 (2016) "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные".
В силу ст. 3 Закона адрес от 17.01.2001 N 3 "Об обеспечении беспрепятственного 6 доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры адрес" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и иных маломобильных граждан, относятся жилые здания.
Статья 4 указанного Закона устанавливает, что перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур адрес определяется соответствующими федеральными нормативно-техническими документами (сводами правил и национальными стандартами).
В свою очередь, надлежащее содержание общего имущества должно обеспечивать в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ч. 1, п.3ч. 1.1 адрес).
Судом установлено, что Управление домом по адресу: адрес, осуществляет ЖСК "Иртыш".
В многоквартирном доме, по адресу адрес, отсутствовали пандусы для спуска детских колясок и маломобильных групп населения, что затрудняло и другим группам указанных граждан подъем с колясками к лифтовой площадке.
18.10.2020 инициативной группой жильцов установлена аппарель в подъезде N 10.
В ходе проверки установлено, что аппарель в подъезде N 10 в многоквартирном доме, по адресу адрес, не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом 5 потребностей инвалидов", а именно металлический аппарель, слабо закреплена на ступенях лестницы, рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0, 5 - 0, 6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0, 8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы отсутствует, разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1, 5 х 1, 5 метра отсутствует.
В свою очередь, установка спускных пандусов не является реконструкцией капитального строения в силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не требует решения общего собрания собственником МКД.
В ходе проверки 28.02.2022 установлено, что в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес, выявлены нарушения требований законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, а именно крыльцо (входная зона до тамбура) не соответствует требованиям СниП 35-01- 2001 (0, 94 х 4, 08), единообразная геометрия лестница крыльца не соответствует требованиям СниП 35-01-2001 (ступени разной высоты), нет выделения контрастным цветом верхней и нижней ступени, что не соответствует требованиям СниП 35-01- 2001, нет рельефной (тактильной) полосы с конусообразными рифами перед лестничным маршем, нет непрерывных поручней с двух сторон, глубина х ширина тамбура не соответствует требованиям СниП 35-01-2001 (130 х 382 см), высота порогов не соответствует требованиям СниП 35-01-2001 (7, 0 см), высота ступеней лестницы в вестибюле подъезда не соответствует требованиям СниП 35-01-2001 (15-22 см), единообразная геометрия лестницы вестибюля подъезда не соответствует требованиям СниП 35-01-2001, нет выделения контрастным цветом верхней и нижней ступени, что не соответствует требованиям СниП 35-01-2001, не соответствует поручни лестницы вестибюля требованиям СниП 35-01-2001 (высота поручня, отсутствуют горизонтальные завершения поручня с не травмирующим окончанием).
Также установлено, что крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка не отвечает требованиям, установленным п. 25 постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", а именно уровень пола помещения при входе в здание более 14 миллиметров. Дверные проемы имеют порог и перепады относительно уровня пола, которая превышает 14 миллиметров.
В нарушение п. 26 постановления N 649 верхняя и нижняя ступени лестницы не выделяются цветом или фактурой, перед открытой лестницей за 0, 8 - 0, 9 метра не оборудованы предупредительные тактильные полосы шириной 0, 3 - 0, 5 метра.
В нарушение п. 29 постановления N 649 входная дверь не имеет контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника, наружная дверь имеет порог, высота которого превышает 14 миллиметров.
Разрешая исковые требования Кунцевского межрайонного прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК "Иртыш", оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в многоквартирном доме расположенному по адресу: адрес, выявлены нарушения требований законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и, проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о том, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, а также о том, что в доме инвалиды не проживают, а указанный в решении инвалид умер, не могут являться основанием для отмены решения суда, постановленного по требованиям прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел то обстоятельство, что тамбуры входных групп подъездов многоквартирного дома не содержат лестниц, на которых требуется обеспечить указанные выделения контрастным цветом, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку не свидетельствуют о неправильности вынесенного решения, направлены на переоценку представленных доказательств, которые были исследованы в суде первой инстанции и им дана оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
Рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Кунцевского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.