Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-1296/2022 по апелляционной жалобе заинтересованного лица Кирюшиной И.П. на решение Преображенского районного суда адрес 26 июля 2022 года, которым постановлено:
признать незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования адрес от 14.07.2022 г о регистрации в качестве депутата муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Кирюшиной Ирины Петровны, паспортные данные незаконным.
Отменить регистрацию Кирюшиной Ирины Петровны, паспортные данные в качестве депутата муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2, осуществленную решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования адрес от 14.07.2022 г,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Кузнецова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес от 14.07.2022 года о регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Кирюшиной И.П, мотивируя требования тем, что она является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному округу N 2. 14 июля 2022 года административным ответчиком было принято решение N 4/14 о регистрации Кирюшиной И.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному округу N 2, которое носит незаконный характер, поскольку кандидатом указаны недостоверные сведения о месте работы(роде деятельности).
Представители административного истца, действующие на основании доверенности фио и фио, в судебном заседании требования административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования адрес, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании требования административного иска признал.
Заинтересованное лицо Кирюшина И.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит заинтересованное лицо со ссылкой на то, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Кирюшиной И.П, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, действующего на основании доверенности фио, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, сочтя возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца, извещенного надлежащим образом, о причинах неявки не уведомившего, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1) а также Законом адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес"(далее Избирательный кодекс адрес).
На основании пункта 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
Согласно пункту 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе являются:
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт в.2).
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
В силу подпункта "з" пункта 6.4 Закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Московской городской избирательной комиссии от 04.09.2003 года N 4/2-25 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17.12.2020 года N 143/52 сформирована территориальная избирательная комиссия адрес.
Решением Совета депутатов муниципального адрес от 14.06.2022 г N 7/1 на 11.09.2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес, данное решение опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник".
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 21.07.2022 года N 5/7 в кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального образования в адрес - муниципального адрес зарегистрирована Кузнецова Е.С.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 14.07.2022 года N 4/14 в кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального образования в адрес - муниципального адрес зарегистрирована Кирюшина И.П, при этом 06.07.2022 года Кирюшиной И.П. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес предоставлен первый финансовый отчет кандидата, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (15 подписей), протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, справка об остатках на специальном счете от 06.07.2022 года.
27.06.2022 года Кирюшиной И.П. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес предоставлено заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу N 2 с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, копия паспорта, копии документов, подтверждающих профессиональное образование, а именно три диплома о получении специальностей по производству строительных изделий и конструкций; юриспруденции; экономики и управлению на предприятии (городского хозяйства), предоставлена справка (по форме КНД 1122035) о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика на налога за профессиональный доход за 2022 года, справка о заключении брака N 550 в органе записи актов гражданского состояния о регистрации брака, а/з N 1009 от 16.06.1995 г. Богородский отдел ЗАГС Управления ЗАГС Москвы, копия уведомления о присвоении ИНН, копия страхового свидетельства.
В заявлении в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес в сведениях о роде занятий Кирюшина И.П. указала "самозанятый эксперт".
Признавая незаконным решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 14 июля 2022 года о регистрации кандидата в депутаты Кирюшиной И.П, суд первой инстанции исходил из того, что не соответствие сведений о роде занятий кандидата в депутаты Кирюшиной И.П, а также отсутствие документального подтверждения рода занятия Кирюшиной И.П. в качестве самозанятого эксперта, в том числе документов, подтверждающих присвоения статуса эксперта в какой-либо экспертной деятельности, в силу действующего законодательства, является правовым основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно не работающий.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 1 Налогового Кодекса РФ с 1 января 2019 года был добавлен п. 8, который предоставил законодателям право путем принятия федеральных законов предусматривать в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов РФ проведение экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов. Аналогичное положение было внесено и в п. 1 ст. 18 адрес налоговые режимы" Налогового Кодекса РФ. К таким специальным налоговым режимам относится согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 18 отнесен налог на профессиональный доход.
На основании статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, признаются налогоплательщиками налога на профессиональный доход.
При этом термин "самозанятый" на законодательном уровне не закреплен, тогда как именно формулировку "самозанятый эксперт" Кирюшина И.П. указала в сведениях о роде занятий, не представив при этом документов, подтверждающих род занятий.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
При таком положении, учитывая, что в заявлении о регистрации в качестве кандидата в депутаты Кирюшина И.П. указала недостоверную информацию об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), равно, как и в подписных листах, не представила документального подтверждения рода деятельности, суд пришел к верному выводу о том, что решение избирательной комиссией принято с нарушением требований, предусмотренных пункт ом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем подлежит отмене.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что Кирюшина И.П. не предоставляла суду номер телефона, следовательно, не может служить подтверждением ее извещения о дате судебного заседания телефонограмма, содержащаяся в материалах административного дела, судебной коллегией во внимание быть принята не может, поскольку контактный номер телефона был представлен Кирюшиной И.П. в Избирательную комиссию, которая приобщила заявление кандидата со всеми документами к материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
При таком положении судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 26 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Кирюшиной И.П. - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.