Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 марта 2010 г. N Ф03-1464/2010
по делу N A51-20479/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Автоимпорт" - Денисюк В.Л., представитель по доверенности от 01.03.2010 б/н; от Владивостокской таможни - Савинова Л.С. по доверенности от 12.01.2010 N 3; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоимпорт" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 по делу N А51-20479/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоимпорт" к Владивостокской таможне о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоимпорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня) N 10702000-859/2009 от 13.10.2009 о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Арбитражный суд Приморского края решением от 18.11.2009 удовлетворил заявленные обществом требования, указав при этом на то, что таможенный орган не доказал наличие в бездействии общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Постановлением от 22.01.2010 Пятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленных требований обществу отказал.
ООО "Автоимпорт" обжаловало постановление суда апелляционной инстанции в порядке кассационного производства, ссылаясь па неправильное применение судом норм материального права.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц., суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права сводятся к тому, что при отсутствии законодательно закрепленного порядка относительно обязательного сертифицирования ввезенных автомобильных зеркал заднего вида суд апелляционной инстанции безосновательно признал правомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
В обоснование данного довода заявитель жалобы сослался на утвержденный Ростехрегулированием, согласованный с ФТС России и доведенный ею письмом от 19.12.2006 N 06-73/44906 до всех таможенных органов, список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судом установлено, что 02.10.2008 на таможенную территорию Российской Федерации обществом был ввезен товар, в целях таможенного оформления которого подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10702030/131008/0057322. В данной декларации был заявлен товар - "запчасти для автомобилей: зеркало" в количестве 60 штук. С документами, представленными одновременно с ГТД, обществом не были представлены сертификаты соответствия.
Постановлением от 13.10.2009 по делу об административном правонарушении N 10702000-859/2009 за непредставление сертификатов соответствия на ввезенный товар общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 100000 руб.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в том числе, если они необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся непосредственно применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Данная норма согласуется с пунктом 1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), которая устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Согласно пункту 2 указанной нормы права при декларировании товаров представляются, среди прочих документов, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При этом в силу статьи 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются независимо от заявленного таможенного режима
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее -- Закон N 184-ФЗ) установлены условия ввоза па территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, согласно которым для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Согласно пункту 3 указанной статьи порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 53 "О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия" утверждены Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствиям.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям осуществляется для помещения товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза.
Согласно пункту 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 287) утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, согласно которому обязательной сертификации подлежат товары по кодам 25, 34, 45 класса ОК 005-93 запасные части, узлы и агрегаты к автомобилям и мотовелотехнике согласно "Общероссийскому классификатору продукции" от 30.12.1993 N 301, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации.
Правилами по проведению работ в сие теме сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19, приложением N 14 к ним установлен Перечень запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам, подлежащих обязательной сертификации (в редакции, действовавшей на момент подачи обществом ГТД), (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 48 указанного Перечня зеркала заднего вида являются товарами, подлежащими обязательной сертификации. Требования об обязательной сертификации запасных частей к транспортным средствам содержат и положения Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 1 статьи 15 которого транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Согласно разъяснению Всероссийского научно-исследовательского института сертификации Госстандарта от 24.03.2009 N 1-101/3-247 продукция, в частности: зеркала заднего обзора для автомобилей включена в "Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация" и проверяется на соответствие требованиям, указанным в пункте 48 приложения N 14 "Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19, и подлежат обязательному подтверждению соответствия.
Таким образом, действующее федеральное законодательство предусмативает обязательное требование о предоставлении лицом при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации автомобильных запчастей сертификата соответствия.
Доводы, приведенные ООО "Автоимпорт" в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм права, так как применяемые судом Федеральные законы, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013, Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 имеют большую юридическую силу, чем Письмо ФТС России от 19.12.2006 N 06-73/44906, не являющееся нормативным правовым актом.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемый судебный акт как принятый с правильным применением судом норм материального права отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 по делу N А51-20479/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснению Всероссийского научно-исследовательского института сертификации Госстандарта от 24.03.2009 N 1-101/3-247 продукция, в частности: зеркала заднего обзора для автомобилей включена в "Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация" и проверяется на соответствие требованиям, указанным в пункте 48 приложения N 14 "Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19, и подлежат обязательному подтверждению соответствия.
...
Доводы, приведенные ООО "Автоимпорт" в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм права, так как применяемые судом Федеральные законы, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013, Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 имеют большую юридическую силу, чем Письмо ФТС России от 19.12.2006 N 06-73/44906, не являющееся нормативным правовым актом."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 марта 2010 г. N Ф03-1464/2010 по делу N A51-20479/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании