Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 апреля 2010 г. N Ф03-2159/2010
по делу N A73-13899/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Хабаровской таможни - Шальнева Е.С., представитель по доверенности от 28.042009 N 04-24/4750, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровской таможни на решение от 06,11,2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по делу N А73-13899/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Интернешнл" к Хабаровской таможне о признании незаконным решения и обязании произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау Интернешнл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган), изложенного в письме от 19.08.2009 N 13-22/9503 об отказе произвести возврат 913 500 руб. излишне уплаченных таможенных сборов. Общество также просило суд обязать таможенный орган произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за 2008-2009 годы в сумме 913500 руб.
Решением суда от 06.11.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что общество уплатило таможенные сборы при предоставлении временных таможенных деклараций, следовательно, у него отсутствовала обязанность повторно уплачивать сборы за таможенное оформление того же товара,заявленного в том же таможенном режиме при подаче полных таможенных деклараций. Отсюда подлежат возврату излишне уплаченные таможенные платежи в истребуемой сумме.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций статей 137, 138, 357.6, 357.7, 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предлагает принятые но делу судебные акты отменить и вынести новое решение, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что сбор за таможенное оформление товаров уплачивается как при подаче временной, так и полной таможенной декларации, поскольку и в том, и в другом случае декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров. В обоснование своей правовой позиции таможенный орган ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009), которое, по его мнению, следует применять к спорным правоотношениям.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Общество в отзыве на жалобу доводы таможни отклонило, указывая на их несостоятельность, просило оспариваемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя для участия в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя таможни, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в 2008-2009 гг. общество осуществляло поставку лесопродукции иностранным контрагентам, связанную с вывозом указанного товара с таможенной территории Российской Федерации. Вывоз продукции производился в режиме "экспорт" с применением процедуры временного таможенного декларирования в связи с тем, что при экспорте лесопродукции в отношении того товара не могли быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления.
В названный период общество представляло в таможенный орган временные таможенные декларации на экспортный груз, при подаче которых уплачивало таможенные сборы за его таможенное оформление
После фактического вывоза лесопродукции, по мере вывоза, обществом подавались полные таможенные декларации на экспортный груз, при подаче которых обществом на счет таможенного органа вновь перечислялись суммы таможенных сборов за таможенное оформление, общая сумма которых составила 913500 руб.
Посчитав, что у общества отсутствовала обязанность по уплате указанной выше суммы, декларант обратился в таможенный орган с заявлениями от 03.08.2009 о возврате денежных средств как излишне уплаченных.
Письмом от 19.08.2009 N 13-22/9503 таможня отказала в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, сославшись на отсутствие факта излишней уплаты.
В связи с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, обе инстанции которого, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров пол таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом по смыслу пункта 1 статьи 137 Кодекса, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.
Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании (после представления временной декларации и уплаты сбора), не предусматривая повторную уплату сбора в том же размере.
В силу изложенного арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежи! однократной уплате.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что при временном .декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, то не оспаривается таможенным органом,
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии у общества обязанности повторной уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полных таможенных деклараций и о том, что фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 913500 руб. является излишне уплаченным, следует признать правомерным, основанным на правильном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что, поскольку обществом дважды подавались таможенные декларации: временная и полная в отношении вывозимого товара, поэтому и таможенные сборы за их оформление подлежат уплате дважды, также во внимание судом кассационной инстанции не принимается как противоречащий вышеуказанным нормам права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, соответственно, в Постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 и Определении от 07.11.2008 N 631-O-O, согласно которой подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Ссылка заявителя жалобы на Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009 как на основание исполнения декларантом обязанности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций, является необоснованной, так как действие данного нормативного акта распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то есть после 25.03.2009, тогда как спорные правоотношения возникли до указанной даты.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального 'права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по делу N А73-13 899/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что, поскольку обществом дважды подавались таможенные декларации: временная и полная в отношении вывозимого товара, поэтому и таможенные сборы за их оформление подлежат уплате дважды, также во внимание судом кассационной инстанции не принимается как противоречащий вышеуказанным нормам права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, соответственно, в Постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 и Определении от 07.11.2008 N 631-O-O, согласно которой подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Ссылка заявителя жалобы на Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009 как на основание исполнения декларантом обязанности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций, является необоснованной, так как действие данного нормативного акта распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то есть после 25.03.2009, тогда как спорные правоотношения возникли до указанной даты."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 апреля 2010 г. N Ф03-2159/2010 по делу N A73-13899/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2159/2010