Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 апреля 2010 г. N Ф03-2637/2010
по делу N A51-13029/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии, от ответчика: Коженовская Н.В., представитель по доверенности от 31.08.2009 N 159 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный порт" на решение от 15.12.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010, по делу N А51-13029/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", к открытому акционерному обществу "Восточный порт", о взыскании 69834,76 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2010 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - дорога) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском, с учетом уточнения требований, к открытому акционерному обществу "Восточный порт" (далее - порт) о взыскании 403519,64 руб., составляющих плату за пользование вагонами согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Исковое заявление принято к производству с присвоением номера делу N А51-13029/2008 41-304.
Определением от 14.05.2009 по указанному делу судом исковые требования по каждой ведомости выделены в отдельное производство. В рамках настоящего дела рассматриваются требования о взыскании 69834,46 руб., составляющих плату за пользование вагонами по ведомости N 906227.
Решением от 15.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ОАО "Восточный порт" просит обжалуемые судебные акты отменить в удовлетворении иска отказать.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, факт простоя вагонов дорогой не доказан, акты общей формы, не являются достоверными доказательствами, поскольку данные акты подписаны портом с разногласиями, оформленными в установленном законом порядке и непринятыми судом во внимание. Считает, что суд не исследовал принадлежность вагонов, а соответственно и право ОАО "РЖД" на обращение за защитой своих прав в арбитражный суд. Ссылается на то, что начисление истцом НДС по ставке 18% неправомерно в силу подпунктов 2, 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
ОАО "РЖД" представило возражения на кассационную жалобу, в которых просит жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель порта поддержал доводы, изложенные в жалобе, дав по ним пояснения.
ОАО "РЖД", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, выступления в судебном заседании представителя порта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" и ОАО "Восточный порт" заключен договор от 30.10.2001 N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, по условиям которого осуществляется обслуживание принадлежащего порту железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Находка-Восточная.
В адрес ОАО "Восточный порт" в январе 2008 года прибывали вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Находка-Восточная ДВЖД ввиду отказа ОАО "Восточный порт" в приеме под выгрузку на подъездные пути, что подтверждается представленным в материалах дела актом общей формы N 2/630004.
На основании данного акта дорогой в соответствии с § 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности составлена ведомость подачи и уборки вагонов N 906227, произведен расчет платы за простой.
В связи с чем порту начислена плата за пользование вагонами за время простоя на станции назначения в размере 421474,29 руб., выставлен счет от 06.03.2008 N 49 на оплату, который оплачен портом частично, отсутствие оплаты оставшейся задолженности послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Дорогой в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления порту платы за пользование вагоном, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ представлен вышеуказанный акт общей формы, составленный на станции Находка-Восточная ДВЖД по факту простоя вагона в ожидании его приема. В данном акте указан номер вагона, прибывшего в адрес ОАО "Восточный порт", указано наименование груза. Причиной задержки вагона указан отказ ОАО "Восточный порт" в приеме вагона под выгрузку на подъездные пути на объявленное время подачи вагона. Также указано время начала и окончания задержки. Вышеуказанный акт общей формы представителем порта подписан с указанием на разногласия, ведомость подачи и уборки вагонов не подписана представителем порта ввиду отказа от подписания; о данном факте дорогой оформлен акт общей формы, который также не подписан представителем порта ввиду отказа от подписания. Все вышеназванные документы: акты общей формы, ведомость подачи и уборки вагонов направлены в адрес порта заказной почтовой корреспонденцией.
Суд установил, что все вышеперечисленные документы составлены в соответствии с разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.2.4), пунктами 4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, в связи с чем правомерно принял их в качестве надлежащих доказательств по делу.
При этом судом принято во внимание то, что портом в нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом не представлено разногласий либо возражений по поводу оформления акта общей формы. В письме порта от 15.04.2008 N ЖД-27/08 возражений либо разногласий в части оформления акта общей формы не имеется, а указано только на то, что порт признает плату за пользование вагонами на фронте выгрузки в сумме 11394,5 руб. (без НДС), а плату за простой вагонов на станционных путях в ожидании выгрузки порт не признает. Возражений относительно причины простоя вагонов ответчиком также не представлено.
Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт простоя вагона, приняв во внимание соблюдение перевозчиком порядка уведомления грузополучателя (книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, натурные листы), с учетом положений статьи 65 АПК РФ, статей 34, 39, 119 УЖТ РФ, Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), условий договора от 30.10.2001, сделал обоснованный вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы за пользование вагоном за время его нахождения на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку в сумме 69834,76 руб.
Судом с учетом правил статьи 164 НК РФ обоснованно отклонен довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения в расчете платы за пользование вагонами НДС по ставке 0%, поскольку по настоящему спору плата исчислена за простой вагона на станции назначения по причине его неприема портом на свои подъездные пути, эксплуатация которых регулируется самостоятельным договором от 30.10.2001.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии в материалах дела документального подтверждения права собственности ОАО "РЖД" на спорные вагоны опровергаются представленными в деле доказательствами.
Учитывая изложенное, вывод суда в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделан на основании полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 15.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А51-13029/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт простоя вагона, приняв во внимание соблюдение перевозчиком порядка уведомления грузополучателя (книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, натурные листы), с учетом положений статьи 65 АПК РФ, статей 34, 39, 119 УЖТ РФ, Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), условий договора от 30.10.2001, сделал обоснованный вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы за пользование вагоном за время его нахождения на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку в сумме 69834,76 руб.
Судом с учетом правил статьи 164 НК РФ обоснованно отклонен довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения в расчете платы за пользование вагонами НДС по ставке 0%, поскольку по настоящему спору плата исчислена за простой вагона на станции назначения по причине его неприема портом на свои подъездные пути, эксплуатация которых регулируется самостоятельным договором от 30.10.2001."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2010 г. N Ф03-2637/2010 по делу N A51-13029/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании