Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 апреля 2010 г. N Ф03-2283/2010
по делу N A51-5501/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный порт" на решение от 12.01.2010 по делу N А51-5501/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 625735,36 руб.
Резолютивная часть постановления от 20 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2010 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" (далее - ОАО "Восточный порт", порт) о взыскании 2767404,09 руб., составляющих плату за пользование вагонами согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Исковое заявление принято к производству с присвоением номера делу N А51-13364/2008 46-190.
Определением от 14.04.2009 по указанному делу судом исковые требования о взыскании 702723,04 руб., составляющих плату за пользование вагонами по ведомости N 900258, выделены в отдельное производство с присвоением номера делу N А51-5501/2009.
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил взыскать 625735,36 руб. платы за пользование вагонами.
Решением от 12.01.2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "Восточный порт" просит решение отменить в части взыскания налога на добавленную стоимость в размере 112632,36 руб. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что начисление истцом НДС по ставке 18% неправомерно в силу п.п. 2, 9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
ОАО "РЖД представило возражения на кассационную жалобу, в которых просит жалобу оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" и ОАО "Восточный порт" заключен договор от 30.10.2001 N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, по условиям которого осуществляется обслуживание принадлежащего порту железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Находка-Восточная.
В адрес ОАО "Восточный порт" в период с декабря 2007 по январь 2008 прибывали вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Находка - Восточная ДВЖД вследствие невозможности их подачи под выгрузку, что подтверждается представленными в материалах дела актами общей формы: NN 2/634026, 2/634037, 2/634038, 2/634040, 2/634041, 2/634066, 2/634086, 2/680047, 2/680079, 2/680100, 2/680120, 2/680122, 2/680187, 2/680188, 2/680219, 2/680221, 2/680235, 2/680238, 2/680248, 2/680267, 2/680268, 2/680271, 2/680177, 2/680272.
На основании данных актов истцом в соответствии с § 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности составлена ведомость подачи и уборки вагонов N900258, произведен расчет платы за простой.
В связи с чем ответчику начислена плата за пользование вагонами за время простоя на станции назначения в размере 2799408,05 руб., выставлен счет от 27.02.2008 N 41 на оплату, который оплачен портом частично, отсутствие оплаты оставшейся задолженности послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ представлены вышеперечисленные акты общей формы, составленные на станции Находка-Восточная ДВЖД по факту простоя вагонов в ожидании их приема. В данных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес ОАО "Восточный порт", указано наименование груза. Причиной задержки вагонов указан отказ ОАО "Восточный порт" в приеме вагонов под выгрузку на подъездные пути на объявленное время подачи вагонов; указано время начала и окончания задержки. Вышеперечисленные акты общей формы представителем порта подписаны с указанием на разногласия, ведомость подачи и уборки вагонов не подписана представителем порта ввиду отказа от подписания; о данном факте дорогой оформлен акт общей формы, который также подписан портом с указанием на разногласия. Все вышеназванные документы: акты общей формы, ведомость подачи и уборки вагонов направлены в адрес порта заказной почтовой корреспонденцией.
Суд установил, что все вышеперечисленные документы составлены в соответствии с разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п. 3.2.4), пунктами 4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, в связи с чем правомерно принял их в качестве надлежащих доказательств по делу.
При этом судом принято во внимание то, что портом в нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом не представлено разногласий либо возражений по поводу оформления актов общей формы. В письме порта от 12.03.2008 N ЖД-16/08 возражений либо разногласий в части оформления актов общей формы не имеется, а указано только на то, что порт признает плату за пользование вагонами на фронте выгрузки в сумме 27122 руб. (без НДС), а плату за простой вагонов на станционных путях в ожидании выгрузки порт не признает. Возражений относительно причины простоя вагонов ответчиком также не представлено.
Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт простоя вагонов, приняв во внимание соблюдение перевозчиком порядка уведомления грузополучателя (книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, натурные листы), с учетом положений статьи 65 АПК РФ, статей 39, 119 УЖТ РФ, пункта 34 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), условий договора от 30.10.2001, сделал обоснованный вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку в сумме 625735,36 руб.
Судом с учетом правил ст. 164 НК РФ обоснованно отклонен довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения в расчете платы за пользование вагонами НДС по ставке 0%, поскольку по настоящему спору плата исчислена за простой вагонов на станции назначения по причине их неприема ответчиком на свои подъездные пути, эксплуатация которых регулируется самостоятельным договором от 30.10.2001.
Учитывая изложенное, вывод суда в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделан на основании полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 12.01.2010 по делу N А51-5501/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт простоя вагонов, приняв во внимание соблюдение перевозчиком порядка уведомления грузополучателя (книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, натурные листы), с учетом положений статьи 65 АПК РФ, статей 39, 119 УЖТ РФ, пункта 34 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), условий договора от 30.10.2001, сделал обоснованный вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку в сумме 625735,36 руб.
Судом с учетом правил ст. 164 НК РФ обоснованно отклонен довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения в расчете платы за пользование вагонами НДС по ставке 0%, поскольку по настоящему спору плата исчислена за простой вагонов на станции назначения по причине их неприема ответчиком на свои подъездные пути, эксплуатация которых регулируется самостоятельным договором от 30.10.2001."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 апреля 2010 г. N Ф03-2283/2010 по делу N A51-5501/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании