Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 мая 2010 г. N Ф03-2714/2010
по делу N А51-16667/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Владивостока, Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю на решение от 20.11.2009 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу N А51-16667/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Индивидуального предпринимателя Кондратенко А.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Владивостока, Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю о признании недействительными решений.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Кондратенко Антон Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция) от 08.05.2009 N 633 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", от 08.05.2009 N 12132 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - УФНС, управление) от 24.07.2009 N 10-02-11/451/18634.
Решением суда от 20.11.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010, заявленные требования удовлетворены.
Признавая недействительными решения инспекции и управления, суды указали на то, что налогоплательщик правомерно заявил к вычету налог на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем отказ налоговым органом в возмещении данного налога из бюджета не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
В части требований о признании незаконным бездействия УФНС судом производство по делу прекращено ввиду отказа предпринимателя от таких требований.
На данные судебные акты налоговым органом и УФНС поданы кассационные жалобы, в которых предложено их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалоб сводятся к тому, что судами обеих инстанций в нарушение норм НК РФ, регулирующих порядок применения налоговых вычетов, сделаны ошибочные выводы о наличии у предпринимателя оснований для предъявления к возмещению из бюджета НДС. По мнению инспекции и управления, при отсутствии у налогоплательщика подтверждения книгой учета доходов и расходов и хозяйственных операций принятия товаров на учет оспариваемыми решениями налогового органа обоснованно отказано в налоговых вычетах НДС и возмещении данного налога из бюджета.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Предприниматель Кондратенко А.А., УФНС России по Приморскому краю надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, участия в судебном заседании не принимали. В отзыве на кассационные жалобы предприниматель против доводов жалоб возражал, просил решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и отзыва на них, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность принятых по делу решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как видно из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 года, согласно которой к вычету заявлен в общей сумме налог 256201 руб., а к возмещению из бюджета исчислена сумма НДС - 214378 руб.
По результатам проверки составлен акт от 29.01.2009 N 7303, на основании которого, с учетом письменных возражений налогоплательщика, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией были вынесены следующие решения: от 08.05.2009 N 633 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым налогоплательщику было отказано в возмещении НДС за 2 квартал 2008 года в сумме 214378 рублей; от "08.05.2009 N 12132 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым предприниматель был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 8364,6 руб. Кроме того, налогоплательщику также был доначислен НДС в сумме 41823 руб. и начислены пени за его неуплату в размере 4098,97 руб.
Основанием для вынесения данных решений послужили выводы инспекции о том, что не подлежат применению налоговые вычеты по НДС, уплаченному при ввозе предпринимателем на территорию Российской Федерации товаров, оформленных по 6 грузовым таможенным декларациям, по причине непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих постановку этих приобретенных товаров на учет, к которому инспекция относит книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций предпринимателя.
Предприниматель обратился с апелляционной жалобой на вышеуказанные решения инспекции в УФНС, оставленной решением вышестоящего налогового органа от 24.07.2009 N 10-02-11/451/18634 без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными решениями инспекции и управления, предприниматель обратился с заявлением о признании их недействительными в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 149 Таможенного кодекса Российской Федерации выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии, если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги.
Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о подтверждении имеющимися в материалах дела грузовыми таможенными декларациями ввоза предпринимателем на таможенную территорию Российской Федерации товаров, оформленными в установленном нормами таможенного законодательства порядке с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен" с выделением сумм НДС. Таможенные декларации в установленном порядке включены налогоплательщиком в книгу покупок за спорный период.
По запросу налогового органа от 12.03.2009 N 11-18/005465 Владивостокская таможня подтвердила факт уплаты предпринимателем в полном объеме причитающихся таможенных платежей, включающих в том числе НДС.
Судом обеих инстанций установлено, что в подтверждение уплаты предпринимателем в составе таможенных пошлин данного налога в материалы дела представлены копия отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 26.08.2008 N 691, копия приходного кассового ордера N 65 от 02.06.2008, копия извещения к квитанции N 487369 от 21.0,6.2008, копии подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов от 09.04.2008, от 21.05.2008, от 02.06.2008, от 11.06.2008, от 18.12.2008, от 24.02.2009.
Анализ вышеназванных документов позволил суду сделать выводы о том, что они подтверждают совершение предпринимателем хозяйственных операций, связанных с приобретением товаров и ввозом их на таможенную территорию Российской Федерации и служат основанием для принятия их на учет налогоплательщиком.
Отклоняя доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика доказательств принятия товара к учету в связи с отсутствием у него в ходе проведения камеральной налоговой проверки книги учета доходов и расходов, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, осуществляемого в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации, утвердившим совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (приказ от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Книга учета предназначена для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах.
В соответствии с пунктом 9 Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства.
Пункт 2 Порядка обязывает индивидуальных предпринимателей обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности, устанавливая, что данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя является сводным регистром бухгалтерского и налогового учета, на основании которого определяются результаты предпринимательской деятельности за налоговый период, исчисляется налоговая база и налоги, подлежащие уплате налогоплательщиком.
Отсутствие или ненадлежащее ведение книги учета доходов и расходов может свидетельствовать об отсутствии у предпринимателя учета доходов и расходов и объектов налогообложения или о ведении учета с нарушением установленного порядка.
В то же время наличие книги учета доходов и расходов само по себе не является условием применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, поскольку право на вычет обусловлено наличием у налогоплательщика документов, определенных статьями 171, 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ (в соответствующей редакции) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункты 1, 2 статьи 169 НК РФ).
Из изложенного выше следует, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость при .наличии счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), соответствующих требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ, после принятия на учет данных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов и при условии уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
В кассационных жалобах по существу не опровергнуты выводы обеих судебных инстанций о том, что предприниматель представил все необходимые документы, в том числе доказательства оплаты импортированного товара, правильно оформленные, подписанные приходные кассовые ордера, грузовые таможенные декларации и платежные документы.
В соответствии со статьей 164 Таможенного кодекса Российской Федерации товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Следовательно, документом, служащим основанием для принятия на учет импортного товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации, является грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен".
На данное обстоятельство также указывает пункт 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. Согласно данным Правилам документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или к возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, являются грузовая таможенная декларация и платежный документ, подтверждающий фактическую уплату НДС таможенному органу. Такие документы предпринимателем представлены в полном объеме, что налоговым органом не оспаривается.
С учетом названных обстоятельств суд кассационной инстанции полагает ошибочными утверждения заявителей кассационных жалоб о том, что по возникшему спору будет иметь значение отражение в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций принятых к учету товаров.
Доводы кассационных жалоб инспекции и управления повторяют мотивы приводимых в их оспариваемых решениях и в апелляционных жалобах на судебные акты, которые в полной мере были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При этом в кассационных жалобах не приводится иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судами и не получили бы правовую оценку по правилам статьи 71 АПК РФ.
Утверждения УФНС о нарушении обеими судебными инстанциями процессуальных норм права, выразившихся в том, что отсутствовали основания для рассмотрения по существу заявленного предпринимателем требования о признании недействительным решения от 24.07.2009 N 10-02-11/451/18634 признаются несостоятельными, поскольку арбитражным судом спор рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ, в которой не содержится каких-либо изъятий относительно ограничения прав заинтересованного лица для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения вышестоящего государственного органа.
Принимая во внимание изложенное, правовые основания для отмены законно принятых решения и постановления арбитражного апелляционного суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 20.11.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу N А51-16667/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 164 Таможенного кодекса Российской Федерации товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Следовательно, документом, служащим основанием для принятия на учет импортного товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации, является грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен".
На данное обстоятельство также указывает пункт 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. Согласно данным Правилам документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или к возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, являются грузовая таможенная декларация и платежный документ, подтверждающий фактическую уплату НДС таможенному органу. Такие документы предпринимателем представлены в полном объеме, что налоговым органом не оспаривается."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2010 г. N Ф03-2714/2010 по делу N А51-16667/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании