Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 мая 2010 г. N Ф03-3311/2010
по делу N А80-220/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 20.11.2009 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 по делу N А80-220/2009 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Открытого акционерного общества "Анадырский морской порт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2010 г.
Открытое акционерное общество "Анадырский морской порт" обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействительным решения от 31.03.2009 N 19 в части взыскания штрафа по налогу на имущество организаций за 2007 год в сумме 7838 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 23489 руб., по НДС в сумме 3704,47 руб., предложения к уплате недоимки по налогу на имущество организаций за 2006, 2007 г.г. в сумме 85227 руб., по НДС за февраль, апрель, август, октябрь 2006 года, май-июнь 2007 года в общей сумме 97795 руб., уменьшения суммы НДС, предъявленного к возмещению из бюджета 126879 руб.
Решением суда от 20.11.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010, заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 3704,47 рублей, предложения к уплате налога на добавленную стоимость в сумме 97795 рублей, уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 126879 рублей. В остальной части требования налогоплательщика оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов в той части, в которой удовлетворены требования налогоплательщика, Межрайонной ИФНС N 1 по Чукотскому автономному округу приводятся доводы о неправильном применении судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, налоговой инспекцией в отношении ОАО "Анадырский морской порт" проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 03.03.2009 N 1 и принято решение от 31.03.2009 N 19, в соответствии с которым обществу доначислено к уплате 190676 рублей налогов, 82837,98 рублей пени, 10004 рублей налоговых санкций. Кроме того, решением инспекции предложено налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в размере 131705 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу от 15.05.2009 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Чукотскому автономному округу от 31.03.2009 N 19 изменено, к уплате доначислено 183 022 рублей налогов, из них 97795 рублей НДС, соответственно уменьшены суммы пени, налоговых санкций, суммы НДС предъявленного к возмещению.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами налогового органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора судом было установлено, что налогоплательщиком наряду с общим режимом налогообложения применялся специальный налоговый режим в виде ЕНВД по виду деятельности связанному с реализацией услуг по временному размещению и проживанию граждан (гостиничные услуги).
По мнению налогового органа, налогоплательщик, осуществляя деятельность связанную с реализацией гостиничных услуг, при расчете распределения "входного" НДС не учитывал выручку, полученную от этой деятельности в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) и долю налога на добавленную стоимость, в части деятельности, подпадающей под специальный налоговый режим, принимал по расчету к вычету из бюджета.
Признавая решение инспекции недействительным по указанному эпизоду, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения. :
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Плательщики единого налога на вмененный доход в силу положений пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
В рассматриваемом случае судом установлено, что общество в соответствии с учетной политикой, утвержденной приказами от 30.12.2005 N 201 "Об учетной политике организации на 2006 год", от 31.12.2006 3185 "Об учетной политике организации на 2007 год" отдельно учитывало хозяйственные операции, относящиеся к деятельности облагаемой ЕНВД и в соответствии с этими учетными данными в части реализации гостиничных услуг восстанавливало ранее принятые к вычету на законных основаниях суммы налога на добавленную стоимость.
При этом суды сделали правильный вывод о том, что у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку ведение раздельного учета сумм налога, исходя из распределения затрат пропорционально полученной выручке от реализации гостиничных услуг и реализации товаров (работ, услуг) облагаемых НДС, не противоречит положениям пункта 4 статьи 149, пунктам 1, 3, 4 статьи 170 Кодекса, пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и позволяет определить как размер налога, подлежащего учету в стоимости гостиничных услуг, так и размер налога подлежащего вычету.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 20.11.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 по делу N А80-220/2009 Арбитражного суда Чукотского автономного округа в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судом установлено, что общество в соответствии с учетной политикой, утвержденной приказами от 30.12.2005 N 201 "Об учетной политике организации на 2006 год", от 31.12.2006 3185 "Об учетной политике организации на 2007 год" отдельно учитывало хозяйственные операции, относящиеся к деятельности облагаемой ЕНВД и в соответствии с этими учетными данными в части реализации гостиничных услуг восстанавливало ранее принятые к вычету на законных основаниях суммы налога на добавленную стоимость.
При этом суды сделали правильный вывод о том, что у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку ведение раздельного учета сумм налога, исходя из распределения затрат пропорционально полученной выручке от реализации гостиничных услуг и реализации товаров (работ, услуг) облагаемых НДС, не противоречит положениям пункта 4 статьи 149, пунктам 1, 3, 4 статьи 170 Кодекса, пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и позволяет определить как размер налога, подлежащего учету в стоимости гостиничных услуг, так и размер налога подлежащего вычету."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2010 г. N Ф03-3311/2010 по делу N А80-220/2009
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании