Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июня 2010 г. N Ф03-3954/2010
по делу N А51-11954/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "Находкинский судоремонтный завод" - Чернышева Е.Н. - представитель, дов. б/н от 22.05.2009, Гришин И.В. - представитель, дов. б/н от 01.01.2009, Боговарова Е.И. - представитель, дов. б/н от 09.12.2009 от ответчика: ИФНС России по г. Находке - Сущевская С.А. - главный госналогинспектор, дов.N 329 от 28.05.2010, Ихьяева Н.М. - ведущий специалист-эксперт, дов.N 293 от 09.06.2009, Щекач Н.В. - главный госналогинспектор, дов.N 318 от 01.03.2010 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по делу N А51-11954/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Открытого акционерного общества "Находкинский судоремонтный завод" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2010 г.
Открытое акционерное общество "Находкинский судоремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 18.07.2008 N 07/55.
Решением суда от 17.12.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа от 18.07.2008 N 07/55 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 504356 руб., пени в сумме 375226,3 руб., НДС в сумме 9758697 руб., пени в сумме 10307166,26 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 решение от 17.12.2009 отменено. Решение налогового органа от 18.07.2008 N 07/55 признано недействительным, как несоответствующее требованиям статьи 101 НК РФ.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, решение суда оставить в силе.
В судебном заседании представители налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители общества в судебном заседании и отзыве на кассационную жалобу против доводов жалобы возражали, просили постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, на основании решения руководителя налогового органа от 02.05.2007 N 07/471 инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "НСРЗ" по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты, удержания, перечисления налогов и сборов, в том числе НДС за период с 01.07.2005 по 31.12.2006, налогу на прибыль за период с 01.01.2005 по 31.12.2006. По результатам проверки составлен акт от 28.02.2008 N 6 и принято решение от 18.06.2009 N 07/43 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
На основании акта выездной налоговой проверки, представленных по нему возражений, дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом принято решение от 18.07.2008 N 07/55 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислено налогов в сумме 42362416 руб., пени в сумме 11108996,08 руб., штраф в сумме 244455 руб.
Решением УФНС по Приморскому краю от 22.10.2008 N 23-15/524/23709 решение налогового органа от 18.07.2008 N 07/55 изменено в части. Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме 600 руб., доначисления по НДС уменьшены до 38954442 руб., пени 10307166,26 руб., по налогу на прибыль до 1678639 руб., пеня - 375226,3 руб. В остальной части решение инспекции по налогам и сборам оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования общества удовлетворил частично.
Апелляционный суд, отменил решение суда и признал оспариваемое решение налогового органа недействительным, поскольку усмотрел существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которое в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ является основанием для отмены решения налогового органа. Таким нарушением суд признал рассмотрение инспекцией материалов проверки после проведенных мероприятий дополнительного налогового контроля и принятие решения в отсутствие общества и без доказательств его надлежащего извещения.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в статью 101 НК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных названным Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ) производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, свидетельствует о том, что процедура рассмотрения материалов проверки не завершена.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов с учетом дополнительно представленных документов должно быть обеспечено налоговым органом путем уведомления о времени и месте рассмотрения.
При рассмотрении спора апелляционным судом установлено, что при принятии с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля оспариваемого решения, общество не участвовало в процессе рассмотрения материалов проверки и не могло представлять свои объяснения в связи с неизвещением. Необеспечение налогоплательщику права на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом дополнительно представленных документов и дачи по ним пояснений признано судом существенным процессуальным нарушением, которое служит самостоятельным и достаточным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Довод налогового органа о том, что поскольку в ходе мероприятий налогового контроля новых обстоятельств не было установлено, неучастие общества при рассмотрении материалов проверки не привело к принятию неправомерного решения, неоснователен в связи с вышеизложенным.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по делу N А51-11954/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
По мнению налогового органа, поскольку в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля новых обстоятельств не было установлено, неучастие налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки не привело к принятию неправомерного решения.
Суд с позицией налогового органа не согласился.
В данном случае налоговым органом были назначены дополнительные мероприятия налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что процедура рассмотрения материалов проверки не завершена.
Оспариваемое решение принято налоговым органом с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, при этом налогоплательщик не участвовал в процессе рассмотрения материалов проверки и не мог представлять свои объяснения в связи с неизвещением.
Необеспечение налогоплательщику права на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом дополнительно представленных документов и дачи по ним пояснений признано судом существенным процессуальным нарушением, которое служит самостоятельным и достаточным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
В связи этим суд кассационной инстанции оставил кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июня 2010 г. N Ф03-3954/2010 по делу N А51-11954/2008
Текст Постановление предоставлено Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании