Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июня 2010 г. N Ф03-4272/2010
по делу N А37-403/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Кастрель Н.С., представитель по доверенности б/н от 29.04.2010, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу на решение от 01.07.2008 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А37-403/2008 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области о признании сведений о категории земель незаконными; обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда", обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик существующих объектов учета.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2010 г.
Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Департамент округа) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению федерального кадастра объектов недвижимости по Магаданской области (далее - Управление кадастра), ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области (далее - Земельная кадастровая палата) о признании сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза площадью 1595,28 га согласно Приложению N 6, на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территории Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га согласно Приложению N 7, на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21108 га согласно Приложению N 8, на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1805,22 га согласно Приложению N 9, незаконными, нарушающими принцип сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах, и нарушающими зарегистрированное право на территории Российской Федерации на лесной фонд, а также статьи 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ.
При этом Департамент округа просил обязать Управление кадастра внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о принадлежности участков, расположенных на территории Тенькинского района Магаданской области площадью 1595,28 га, на территории
Сусуманского района Магаданской области площадью 972,513 га, на территории Ягоднинского района Магаданской области на площадью 21108 га, на территории Омсукчанского района Магаданской области площадью 1805,22 га, к категории земель "земли лесного фонда". Также заявитель просил обязать Земельную кадастровую палату сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета (с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
В обоснование заявления Департамент округа сослался на то, что спорные земли лесного фонда используются в качестве земель промышленности, тогда как они в порядке, установленном законодательством, из состава земель лесного фонда не изымались и не переводились в категорию земель промышленности. Лесные земли переводились в нелесные и передавались во временное пользование разным юридическим лицам без исключения из состава лесного фонда, в связи с чем отсутствуют основания учитывать спорные земли в Государственном земельном кадастре (далее - ГЗК) в качестве земель промышленности. Учет спорных земель в качестве земель промышленности не соответствует принципу сопоставимости и совместимости сведений ГЗК со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В качестве заинтересованных лиц для участия в деле привлечены Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области (далее - Департамент области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области
Решением арбитражного суда от 01.07.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008, в удовлетворении требований Департамента отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2008 постановление апелляционного суда от 23.09.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Постановление апелляционного суда от 23.03.2009 признаны сведения о категории земель, содержащиеся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза общей площадью 1595,28 га согласно Приложению N 6, на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территории Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га согласно Приложению N 7, на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21108 га согласно Приложению N 8, на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1805,22 га согласно Приложению N 9, незаконными.
Апелляционный суд обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра о принадлежности участков, расположенных на территории Тенькинского района Магаданской области площадью 1595,28 га, на территории Сусуманского района Магаданской области площадью 972,513 га, на территории Ягоднинского района Магаданской области на площадью 21108 га, на территории Омсукчанского района Магаданской области площадью 1805,22 га, к категории земель "земли лесного фонда". А также обязал ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
Постановлением Федерального арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 постановление апелляционного суда от 23.03.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Постановлением апелляционного суда от 11.08.2009 решение от 01.07.2008 в мотивировочной части изменено. В удовлетворении требований Департамента округа отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2009 постановление апелляционного суда вновь отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Постановлением апелляционного суда от 10.03.2010 решение суда от 01.07.2008 изменено, из мотивировочной части исключен вывод об отсутствии у Департамента округа процессуальных полномочий на обращение в арбитражный суд. В удовлетворении требований Департамента округа отказано.
Не согласившись с постановлением от 10.03.2010, Департамент округа обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 01.07.2008 отменить полностью, а постановление апелляционного суда - в части отказа в удовлетворении требований, дело направить на новое рассмотрение в апелляционный суд.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указал, что апелляционным судом дело не рассмотрено по существу. Считает, что в настоящее время существует неопределенность правового статуса спорных земельных участков. Апелляционным судом не дано оценки о наличии у органов, ведущих государственный кадастровый учет, основания для учета земель лесного фонда в государственном земельном кадастре в качестве земель промышленности.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент области поддержал правовую позицию заявителя жалобы, Управление регистрации, кадастра и Земельная кадастровая палата возражали относительно доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента округа поддержал доводы кассационной жалобы.
Департамент области и Земельная кадастровая палата просили рассмотреть кассационную жалобу без участия их представителей.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы отзыва на нее, выступления в судебном заседании представителя Департамента округа, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Совета Министров РСФСР, принятых в период 1977-1991 годы, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 367р исполнительными органами Магаданской области, Ягоднинского, Тенькинского, Сусуманского, Омсукчанского районов приняты правовые акты об изъятии из лесного фонда земельных участков и передаче их заинтересованным предприятиям, а также о переводе земель из категории лесных в нелесные.
На основании указанных правовых актов в ГЗК внесены соответствующие записи.
Департамент округа, полагая, что акты государственных органов РСФСР и Российской Федерации не содержат указаний о переводе земель из категории лесного фонда в промышленные, а исполнительные органы области и районов не имели полномочий распоряжаться землями в связи с чем не имелось оснований учитывать земли в государственном кадастре недвижимости как промышленные, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28 ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшим в период подачи Департаментом округа заявления, отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.
Пунктом 3 статьи 21 указанного Закона предусмотрено исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, по решению суда.
Аналогичные положения закреплены в статьях 27 и 28 действующего в настоящее время Федерального закона от 27.04.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В указанных федеральных законах не предусмотрен такой способ защиты прав как признание незаконными сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра.
Статьи 12 и 13 ГК РФ также не предусматривает такого способа защиты гражданских прав.
Таким образом, вывод апелляционного суда об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты прав является обоснованным.
Также апелляционный суд отказал в удовлетворении других требований Департамента округа об обязании Управления кадастра и Кадастровую земельную палату совершить определенные действия, поскольку действия государственных органов по проведению государственного кадастрового учета спорных земель в судебном порядке не оспаривались и незаконными признаны не были
При изложенных обстоятельствах доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в связи с чем оснований для ее удовлетворения у кассационного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.07.2008 в неизменной части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А37-403/2008 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2009 постановление апелляционного суда вновь отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28 ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшим в период подачи Департаментом округа заявления, отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.
Пунктом 3 статьи 21 указанного Закона предусмотрено исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, по решению суда.
Аналогичные положения закреплены в статьях 27 и 28 действующего в настоящее время Федерального закона от 27.04.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
...
Статьи 12 и 13 ГК РФ также не предусматривает такого способа защиты гражданских прав."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2010 г. N Ф03-4272/2010 по делу N А37-403/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании