Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 августа 2010 г. N Ф03-5754/2010
по делу N А51-22468/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Н.М.Жирова, главный врач рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 16.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 по делу N А51-22468/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального учреждения здравоохранения "Спасская городская детская поликлиника" к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 379424 руб. 79 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2010 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Спасская городская детская поликлиника" (далее - МУЗ "Спасская городская детская поликлиника") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Фонд), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) об обеспечении обязательств и переуступке суммы долга.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец изменил исковые требования и просил взыскать с Министерства финансов РФ в пользу истца 379424 руб. 79 коп. по статье 1069 ГК РФ.
Решением арбитражного суда от 16.04.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010, с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 347672 руб. 30 коп. убытков. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит судебные акты отменить в части взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправомерно возложил ответственность на Министерство финансов РФ в связи установлением определенного порядка предоставления субвенций. Также считает, что пропущен срок исковой давности для обращения в суд. Полагает, незаконными выводы суда в части взыскания с Министерства финансов РФ государственной пошлины.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд возражает относительно доводов жалобы, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца также возражал относительно доводов жалобы, просил судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Удовлетворяя исковые требования в части, судебные инстанции исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее - Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год), в разделе IV которой предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой врачами - терапевтами участковыми, врачами - педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), предусматривающей динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, проведение диспансеризации неработающих граждан: проведение иммунизации населения, проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также дополнительной медицинской помощи, предусматривающей, в том числе, обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, предоставляемой в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" (далее - Постановление от 30.12.2005 N 851), утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, типовая форма договора о выполнении учреждением здравоохранения государственного задания и методика распределения субвенций из фонда компенсаций Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Судебными инстанциями установлено, что в силу указанного постановления между ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" и МУЗ "Спасская городская детская поликлиника" заключен договор N 41 от 23.01.2006, на основании которого в 2006 году врачами - терапевтами участковыми, врачами - педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковых врачей - педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) оказывалась гражданам дополнительная медицинская помощь.
В силу пункта 2 Правил финансирования государственного заданий по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 (далее - Правила), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, оказывающим дополнительную медицинскую помощь, в размере 10000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) (п. 3 Правил).
Судами также установлено, что в целях исполнения государственного задания истцом были выплачены отпускные специалистам участковой медицинской службы в 2006 году в сумме 379424 руб. 79 коп., но в ходе проверки соблюдения истцом целевого использование средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи было установлено, что в 2006 году выплаты специалистам участковой службы истцом были включены в среднюю заработную плату при начислении отпускных и выплачены за счет средств субвенций.
При этом за 2006 год Детской поликлиникой N 9 за счет средств субвенций выплачен средний заработок при начислении отпускных медицинским работникам участковой службы на общую сумму 379424 руб. 79 коп. в связи с чем, истцу предложено восстановить на счет ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" средства субвенций, использованных не по целевому назначению в указанной сумме.
Поскольку истец в добровольном порядке не исполнил требования о восстановлении на счете истца денежных средств, израсходованных не по целевому назначению, решением арбитражного суда Приморского края от 10.08.2009 по делу N А51-2548/2009 с МУЗ "Спасская городская детская поликлиника" взыскано 379424 руб. 79 коп.
Согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461, на врача - терапевта участкового и на медицинскую сестру участковую врача-терапевта участкового были возложены обязанности по выполнению дополнительного объема работы в пределах установленной им законодательством продолжительности рабочего времени в зависимости от должности.
В Письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.01.2006 N 18-МЗ установлено, что врач-терапевт участковый в качестве дополнительного объема работ обязан проводить мероприятия по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; осуществлять назначение и выписки лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проводить диспансеризацию неработающих пенсионеров, диспансерное наблюдение отдельных категорий прикрепленного населения; медицинский отбор и направление (оформление справки для получения путевки и санаторно-курортной карты) на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; взаимодействие с учреждениями медико-социальной экспертизы по вопросам определения стойкой утраты трудоспособности и реабилитации инвалидов среди прикрепленного населения.
На медицинскую сестру участковую врача-терапевта участкового были возложены обязанности принимать участие в организации дополнительной диспансеризации работающего населения; проведение дополнительной диспансеризации неработающих пенсионеров; проведение мероприятий по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; проведение иммунизации населения; ведение форм первичной медицинской документации, учитывающей необходимые сведения в рамках дополнительной диспансеризации работающего населения, иная работа в соответствии с нормативными актами Минздравсоцразвития России.
В соответствии с Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851, установлено, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения на условиях использования названных денежных средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 Правил.
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год".
Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461; Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.01.2006 N 18-МЗ; Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. N 851; статьями 114, 139, 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", статьями 15, 16, 1069 ГК РФ, установив, что возникшие у истца убытки, являются следствием бездействия государственных органов Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в сумме 347672 руб. 30 коп. за счет казны Российской Федерации.
В этой связи судом кассационной инстанции отклоняется довод кассационной жалобы о том, что неправомерным является возложение ответственности на Министерство финансов РФ, поскольку порядок предоставления субвенций определен как несостоятельный.
При этом апелляционный суд правомерно отклонил доводы ответчика, аналогичные доводам кассационной жалобы, о пропуске срока исковой давности, поскольку установил, что убытки возникли по решению суда от 10.08.2009 и иск подан о взыскании убытков 03.12.2009, то есть в пределах срока исковой давности.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов, сделанных судами обеих инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 16.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 по делу N А51-22468/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год".
Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461; Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.01.2006 N 18-МЗ; Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. N 851; статьями 114, 139, 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", статьями 15, 16, 1069 ГК РФ, установив, что возникшие у истца убытки, являются следствием бездействия государственных органов Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в сумме 347672 руб. 30 коп. за счет казны Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 августа 2010 г. N Ф03-5754/2010 по делу N А51-22468/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании