Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 августа 2010 г. N Ф03-5921/2010
по делу N А51-12279/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение 20.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А51-12279/2009 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Владивостокского расчетно-кассового центра Дальэнергосбыта к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г.Владивостока, администрации Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третье лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края, о взыскании 9 075 руб. 11 коп.
Резолютивная часть постановления от 24 августа 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2010 г.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Владивостокского расчетно-контрольного центра Дальэнергосбыта (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Министерство финансов РФ), Управлению финансов и экономики администрации г.Владивостока, администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 9 075 руб. 11 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с июня по июль 2008 года льгот гражданам по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N1244-1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Приморского края.
Решением арбитражного суда от 20.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010, исковые требования удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца 6 597 руб. 04 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что возложение ответственности на казну Российской Федерации по компенсации льгот на основании Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1, необоснованно, поскольку Министерство финансов РФ выполнило свои обязательства в полном объеме. Указывает, что истцом в материалы дела не представлены доказательства понесения истцом убытков в связи с предоставлением льготы и первичные доказательства, по каждому лицу, которому предоставлены льготы. Кроме того, заявитель не согласен с взысканием с него государственной пошлины в размере 358 руб.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. При этом истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "ДЭК" в период с июня по июль 2008 года при оказании услуг подачи электроэнергии предоставило льготу для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Размер невозмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льгот, составил 9 075 руб. 11 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является строго целевым. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1).
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 N 542, утверждены Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, которыми определено финансирование названных расходных обязательств в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861, утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которым финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Соответствующие субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов РФ на указанные цели, и перечисляются на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного судами установлено, что Российская Федерация, установив законодательно льготы по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот.
Судами установлено, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов" Приморскому краю было запланировано выделение средств за счет Фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отельным категориям граждан в сумме 1 274 425 руб. 60 коп., но данные бюджетные средства не были выделены для возмещения расходов предприятиям, предоставившим льготы указанной категории граждан.
В связи с чем довод Министерства финансов РФ, изложенный в кассационной жалобе, о выполнении им своих обязательств в полном объеме, судом кассационной инстанции отклоняется как не подтвержденный материалами дела.
Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь названными нормами права, установив, что Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации (Приморский край) финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в сумме 6 507 руб. 04 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ.
При этом суд первой инстанции правомерно взыскал с Министерства финансов РФ судебные расходы в сумме 358 руб., поскольку освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования в судах обеих инстанций, им дана надлежащая оценка, не подлежащая пересмотру в силу части 2 статьи 287 АПК РФ судом кассационной инстанции. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А51-12279/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов" Приморскому краю было запланировано выделение средств за счет Фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отельным категориям граждан в сумме 1 274 425 руб. 60 коп., но данные бюджетные средства не были выделены для возмещения расходов предприятиям, предоставившим льготы указанной категории граждан.
В связи с чем довод Министерства финансов РФ, изложенный в кассационной жалобе, о выполнении им своих обязательств в полном объеме, судом кассационной инстанции отклоняется как не подтвержденный материалами дела.
Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь названными нормами права, установив, что Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации (Приморский край) финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в сумме 6 507 руб. 04 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 августа 2010 г. N Ф03-5921/2010 по делу N А51-12279/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании