Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 октября 2010 г. N Ф03-7132/2010
по делу N А59-1591/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Поронайская коммунальная компания" на решение от 02.06.2010 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А59-1591/2010 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению муниципального унитарного предприятия "Поронайская коммунальная компания" к Отделу ГИБДД ОВД по ГО "Поронайский" и "Вахрушев" о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления от 13 октября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2010 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Поронайская коммунальная компания" (далее - МУП "Поронайская коммунальная компания", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела ГИБДД ОВД по ГО "Поронайский" и "Вахрушев" (далее - Отдел ГИБДД, административный орган) от 31.03.2010 N 1396 по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.06.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010, постановление административного органа признано незаконным и изменено в части назначения наказания. Суд, установив в действиях предприятия состав административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной правовой нормой, а также отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, снизил размер взыскиваемого штрафа до 20000 руб. Апелляционный суд также указал на необходимость исключения из объема вмененного правонарушения пункта 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, обязанность по очистке от снега улиц г. Поронайска на основании муниципального контракта от 31.12.2009 N 514/1 обусловлена выдачей КУМИ администрации городского округа "Поронайский" плана-задания, который в установленные ГОСТом Р 50597-93 сроки выдан не был, в связи с чем объективная сторона вменяемого правонарушения надлежащим образом не установлена.
Административный орган в отзыве против доводов жалобы возражает и просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако участия в судебном разбирательстве по делу не принимали. Предприятием заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.03.2010 по факту нарушения предприятием ГОСТа Р 50597-93 административным органом в отношении МУП "Поронайская коммунальная компания" составлен протокол N 65 АА 123399 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ. Нарушение заключается в невыполнении работ по очистке от снега улиц г. Поронайска в соответствии с муниципальным контрактом от 31.12.2009 N 514/1, что привело к образованию колейности на уплотненном снежном накате проезжей части дороги в районе дома N 73 по ул. Восточной (пункт 3.1.2 ГОСТа), а также несоблюдении сроков снегоочистки (пункт 3.1.6 ГОСТа), чем 17.03.2010 была создана угроза для движения.
Постановлением от 31.03.2010 N 1396 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), суды обеих инстанций пришли к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности.
Статья 12.34 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственным стандартом Российской Федерации - ГОСТ Р 50597-93. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Пунктом 3.1.6 указанного ГОСТа установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик.
Судами установлено, что 31.12.2009 МУП "Поронайская коммунальная компания" и КУМИ администрации городского округа "Поронайский" (заказчик) заключили муниципальный контракт N 514/1, на основании которого предприятие обязуется по плану-заданию заказчика выполнять работы по очистке от снега улиц г. Поронайска общей протяженностью 44,627 км. в соответствии с требованиями и условиями контракта. Кроме того, данным контрактом установлена обязанность предприятия обеспечивать качественное выполнение порученных работ в соответствии с действующими нормами, правилами и условиями контракта, а также соблюдать нормативные сроки по уборке и вывозу снега; указанные сроки установлены в ГОСТе Р 50597-93.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что МУП "Поронайская коммунальная компания", приняв на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог и улиц указанного населенного пункта в целях обеспечения безопасности дорожного движения, имея возможность принять меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, не приняло всех зависящих от него мер для устранения последствий снегопада, прошедшего 16.03.2010 и 17.03.2010.
Факт нарушения вышеуказанных требований, содержащихся в ГОСТе Р 50597-93, установлен судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела (акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 17.03.2010, схема места ДТП от 17.03.2010, рапорт по факту совершения ДТП от 17.03.2010, 25.03.2010, справка о ДТП от 17.03.2010, справка Гидрометеорологической станции Поронайск от 22.03.2010 N 81, протокол об административном правонарушении от 25.03.2010 N 65 АА 123399).
С учетом изложенных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа о привлечении предприятия к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, поскольку административный орган не представил доказательств наличия отягчающих вину обстоятельств, суд правомерно снизил размер административного штрафа до минимального. Исключение апелляционным судом эпизода по пункту 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 из объема вменяемого правонарушения также не повлияло на размер административного наказания за нарушение, допущенное предприятием при исполнении своих обязанностей.
Выводы судов заявителем жалобы не опровергнуты, его доводы по существу сводятся в переоценке исследованных судами доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не предоставлено суду кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.06.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А59-1591/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт нарушения вышеуказанных требований, содержащихся в ГОСТе Р 50597-93, установлен судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела (акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 17.03.2010, схема места ДТП от 17.03.2010, рапорт по факту совершения ДТП от 17.03.2010, 25.03.2010, справка о ДТП от 17.03.2010, справка Гидрометеорологической станции Поронайск от 22.03.2010 N 81, протокол об административном правонарушении от 25.03.2010 N 65 АА 123399).
С учетом изложенных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа о привлечении предприятия к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, поскольку административный орган не представил доказательств наличия отягчающих вину обстоятельств, суд правомерно снизил размер административного штрафа до минимального. Исключение апелляционным судом эпизода по пункту 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 из объема вменяемого правонарушения также не повлияло на размер административного наказания за нарушение, допущенное предприятием при исполнении своих обязанностей."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2010 г. N Ф03-7132/2010 по делу N А59-1591/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании