Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 ноября 2010 г. N Ф03-7589/2010
по делу N А51-7644/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесным хозяйством Приморского края на решение от 13.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 по делу N А51-7644/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Амгу" к Управлению лесным хозяйством Приморского края о признании незаконными и отмене постановлений.
Резолютивная часть постановления от 03 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2010 г.
Открытое акционерное общество "Амгу" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления лесным хозяйством Приморского края (далее - управление; административный орган) от 14.05.2009 NN 02-08-12/09 - 23-08-12/09 о назначении административного наказания по делам об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 13.12.2009 заявление удовлетворено частично, признаны незаконными и отменены постановления управления NN 03-08-12/09, 04-08-12/09, 05-08-12/09, 06-08-12/09, 07-08-12/09, 08-08-12/09, 09-08-12/09, 10-08-12/09, 11-08-12/09, 14-08-12/09, 15-08-12/09, 16-08-12/09, 19-08-12/09. Судебный акт мотивирован тем, что привлечение к административной ответственности за нарушение правил заготовки древесины по каждой деляне в пределах участков, на которые выданы лесорубочные билеты неправомерно. В остальном обществу отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010, с учетом определения об исправлении опечатки от 09.03.2010, решение суда изменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Апелляционный суд исходил из того, что оспариваемые постановления управления содержат ссылки на недействующие Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила отпуска древесины), поэтому признал недоказанным наличие в действиях общества состава вменяемых ему административных правонарушений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.05.2010 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов апелляционного суда имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, постановлением от 16.07.2010 решение суда оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление подало кассационную жалобу, в которой просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить, требования общества в полном объеме оставить без удовлетворения. Как полагает заявитель жалобы, судами неполно выяснены обстоятельства дела, неправильно применены нормы материального права. Кроме того, административный орган считает ошибочными выводы судов о неправомерном привлечении заявителя к административной ответственности за нарушения, допущенные по каждой лесосеке, и соблюденным принцип, закрепленный в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Общество в отзыве на жалобу против доводов управления возражает, указывая на их несостоятельность, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но их представители в судебное заседание кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено из материалов дела, обществу в период с июля по декабрь 2006 года были выписаны 15 лесорубочных билетов NN 34, 36, 37, 63, 76-80, 104-106, 108, 109, 139 на проведение рубок растущей древесины в определенных в билетах кварталах. 16.05.2008 при проведении освидетельствования мест рубок по указанным лесорубочным билетам участковым лесничим установлено, что обществом не проведена по окончании работ очистка мест рубок от порубочных остатков в кварталах: N 86 - деляны NN 12, 14; N 217 - деляны NN 23, 26, 28, 29, 32, 34, 35, 36, 37, б/н; N 89 - деляна N 3; N 63 - деляны NN 1, 2, 45, 46; N 87 - деляна N 16; N 212 - деляна N 22; N 246 - деляна N 13; N 76 - деляна N 18; N 230 - деляна N 102, о чем составлены акты.
Прокурор Тернейского района, рассмотрев материалы проверки исполнения требований лесного и природоохранного законодательства, пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ - нарушение правил заготовки древесины, что явилось основанием для вынесения постановлений от 30.03.3009 о возбуждении дел об административных правонарушениях. Указанные постановления и материалы направлены управлению лесным хозяйством Приморского края, которое 14.05.2009 вынесло 22 постановления NN 02-08-12/09 - 23-08-12/09 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ с применением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб. за каждое правонарушение.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признав доказанным нарушение обществом пунктов 28, 72 Правил отпуска древесины и наличие оснований для привлечения последнего к административной ответственности, но в пределах кварталов по каждому лесорубочному билету, а не по каждой деляне, как исходил административный орган, поэтому признал незаконными постановления NN 03-08-12/09, 04-08-12/09, 05-08-12/09, 06-08-12/09, 07-08-12/09, 08-08-12/09, 09-08-12/09, 10-08-12/09, 11-08-12/09, 14-08-12/09, 15-08-12/09, 16-08-12/09, 19-08-12/09, полагая, что по этим постановлениям имеет место повторное привлечение к административной ответственности. Апелляционный суд, повторно рассматривающий дело, выводы суда первой инстанции подтвердил, при этом руководствовался положениями части 3 статьи 16, части 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ.
Признавая незаконными и отменяя указанные выше постановления управления, с чем последнее не согласно, обе судебные инстанции исходили из того, что Правила заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (пункты 7, 8, 9, 61), действующие на момент возбуждения прокурором Тернейского района дел об административных правонарушениях по признакам части 1 статьи 8.25 КоАП РФ и вынесения оспариваемых постановлений, а также не утратившие силу в период действия выданных обществу лесорубочных билетов Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (утратили силу после 31.03.2008), предусматривали сроки вывозки древесины в течение 12 месяцев со дня выписки лесорубочного билета; признавали нарушением лесохозяйственных требований оставление лесопользователями недорубов и пней, высота которых превышает одну треть диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 см - 10 см; предусматривали обязанность лесопользователей при заготовке древесины производить очистку лесосек, не допуская в бесснежный период разрыва более 15 дней между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков, а также доочистку зимних лесосек до наступления пожароопасного периода.
Следовательно, несоблюдение указанных Правил образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, суды, признавая незаконным и отменяя постановления управления NN 03-08-12/09, 04-08-12/09, 05-08-12/09, 06-08-12/09, 07-08-12/09, 08-08-12/09, 09-08-12/09, 10-08-12/09, 11-08-12/09, 14-08-12/09, 15-08-12/09, 16-08-12/09, 19-08-12/09, правомерно указали на то, что общество привлечено к административной ответственности по каждой деляне в пределах участка, предоставленного на основании одного лесорубочного билета, что свидетельствует о повторном привлечении общества к административной ответственности по вышеназванной норме. Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Доводы управления в данной части выводов судов обеих инстанций не опровергают.
Поскольку суды применили нормы материального права соответственно установленным по делу конкретным обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов не допустили, суд кассационной инстанции считает жалобу административного органа не подлежащей удовлетворению, а принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.12.2009 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 по делу N А51-7644/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая незаконными и отменяя указанные выше постановления управления, с чем последнее не согласно, обе судебные инстанции исходили из того, что Правила заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (пункты 7, 8, 9, 61), действующие на момент возбуждения прокурором Тернейского района дел об административных правонарушениях по признакам части 1 статьи 8.25 КоАП РФ и вынесения оспариваемых постановлений, а также не утратившие силу в период действия выданных обществу лесорубочных билетов Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (утратили силу после 31.03.2008), предусматривали сроки вывозки древесины в течение 12 месяцев со дня выписки лесорубочного билета; признавали нарушением лесохозяйственных требований оставление лесопользователями недорубов и пней, высота которых превышает одну треть диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 см - 10 см; предусматривали обязанность лесопользователей при заготовке древесины производить очистку лесосек, не допуская в бесснежный период разрыва более 15 дней между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков, а также доочистку зимних лесосек до наступления пожароопасного периода.
Следовательно, несоблюдение указанных Правил образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, суды, признавая незаконным и отменяя постановления управления NN 03-08-12/09, 04-08-12/09, 05-08-12/09, 06-08-12/09, 07-08-12/09, 08-08-12/09, 09-08-12/09, 10-08-12/09, 11-08-12/09, 14-08-12/09, 15-08-12/09, 16-08-12/09, 19-08-12/09, правомерно указали на то, что общество привлечено к административной ответственности по каждой деляне в пределах участка, предоставленного на основании одного лесорубочного билета, что свидетельствует о повторном привлечении общества к административной ответственности по вышеназванной норме. Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 ноября 2010 г. N Ф03-7589/2010 по делу N А51-7644/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании