Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2010 г. N Ф03-8470/2010
по делу N А73-5425/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Тепличный плодоовощной комбинат им.Лукашова" - Гончар И.В., представитель по доверенность б/н от 01.06.2009; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю - Симоненко Л.С., представитель по доверенности от 31.12.2009 N 04-12/25214 рассмотрел кассационную жалобу Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Тепличный плодоовощной комбинат им. Лукашова" на решение от 13.07.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 по делу N А73-5425/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Тепличный плодоовощной комбинат им.Лукашова" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 12.04.2010 N 3124.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2010 г.
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перерыва судебное заседание продолжено.
Краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Тепличный плодоовощной комбинат им.Лукашова" (далее - унитарное предприятие, КГУСП "ТПОК им. Лукашова") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 12.04.2010 N 3124 о взыскании пеней в сумме 122285,47 руб. и обязании отозвать предъявленное инкассовое поручение от 12.04.2010 N 3811.
Решением суда от 13.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 25), налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), подлежащий перечислению унитарным предприятием как налоговым агентом, не является обязательным платежом, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, следовательно, и пени за неперечисление этого налога также подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке, т.е. в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Арбитражный апелляционный суд выводы, изложенные в решении суда, поддержал в своем постановлении от 23.09.2010.
На данные судебные акты унитарным предприятием подана кассационная жалоба, в которой указано на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм законодательства о банкротстве, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела ввиду неполного исследования представленных в материалы дела доказательств, поэтому предложено их отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы, поддержанные представителем предприятия, сводятся к тому, что судебные акты противоречат пункту 10 Постановления N 25 в связи с расширительным толкованием судом сформированной позиции по данному вопросу.
Инспекция, поддерживая в судебном заседании возражения, изложенные в отзыве на жалобу, считает, что судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и подлежат оставлению без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей предприятия и налогового органа, проверив в порядке статей 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом по имеющимся в материалах дела доказательствам обстоятельств возникшего спора, в соответствии с принятым 02.09.2008 Арбитражным судом Хабаровского края по делу N А73-9904/2008 определением, в отношении КГУСП "ТПОК им.Лукашова" была введена процедура банкротства - наблюдение, а решением того же арбитражного суда от 17.03.2009 по этому же делу унитарное предприятие признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
В период наблюдения инспекцией проведена выездная налоговая проверка унитарного предприятия по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ за период с 01.08.2006 по 30.09.2008, по итогам которой 20.11.2008 составлен акт N16-14/234дсп и вынесено решение от 30.12.2008 N16-14/419 о привлечении КГУСП "ТПОК им.Лукашова" к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неправомерное неперечисление НДФЛ в виде штрафа в сумме 742624 руб., начислены пени, в том числе по НДФЛ в сумме 666153 руб., а также предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 3713121 руб.
В связи этим унитарному предприятию выставлено требование от 11.03.2010 N 4211, в котором предложено в добровольном порядке в срок до 27.03.2010 уплатить, в том числе и пени по НДФЛ в сумме 122285,47 руб.
В связи с неисполнением данного требования налогового органа последним в порядке статьи 46 НК РФ в отношении унитарного предприятия вынесено решение N 3124 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, в соответствии с которым решено произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств КГУСП "ТПОК им.Лукашова" в пределах сумм, указанных в требовании от 11.03.2010 N 4211, а именно пеней - 122285,47 руб.
На основании данного решения инспекции на расчетный счет предприятия, открытый в Дальневосточном банке Сбербанка РФ, выставлено инкассовое поручение от 12.04.2010 N 3811 на сумму 122285,47 руб.
Унитарное предприятие не согласилось с порядком взыскания пеней и посчитав действия налогового органа незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая унитарному предприятию в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался положениями статей 46, 47, 75 и 226 НК РФ, статей 2, 4, 63 и 126 Закона о банкротстве, а также правовой позицией, изложенной в пункте 10 Постановления N 25.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 10 Постановления N 25, требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В этой связи следует учитывать правовую позицию, сформулированную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
Соответственно, пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедур банкротства. Задолженность по пеням не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктами 1, 2, 9 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Исходя из вышесказанного, арбитражный суд обеих инстанций сделал правильный вывод о том, что сумма пеней по НДФЛ, указанная в инкассовом поручении от 12.04.2010 N 3811, независимо от момента возникновения задолженности не подлежат включению в реестр кредиторов КГУСП "ТПОК им.Лукашова" и взыскивается в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедуры банкротства.
Следовательно, решение и действия налогового органа, выразившиеся в направлении на расчетный счет предприятия вышеназванного инкассового поручения являются законными, в связи с чем обе судебные инстанции обоснованно отказали КГУСП "ТПОК им.Лукашова" в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм налогового права и фактически направлены на переоценку выводов арбитражного суда относительно обстоятельств по данному делу, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и второй инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены законно принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 13.07.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 по делу N А73-5425/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 10 Постановления N 25, требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В этой связи следует учитывать правовую позицию, сформулированную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
...
В соответствии с пунктами 1, 2, 9 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2010 г. N Ф03-8470/2010 по делу N А73-5425/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании