Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2010 г. N Ф03-8544/2010
по делу N А37-400/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Меличенко О.В. - представитель по доверенности от 05.04.2010 N 06/55, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 15.06.2010 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу N А37-400/2010 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Департамента финансов администрации Магаданской области к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Магаданской области о взыскании 25267000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2010 г.
Департамент финансов администрации Магаданской области обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском, с учетом уточнения требований, к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Магаданской области о взыскании 23818462 руб. 32 коп., составляющих убытки от предоставления льгот по оплате за содержание жилых помещений в 2008 году.
Решением суда от 15.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.08.2010, иск удовлетворен в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также суды неправильно применили нормы материального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента финансов администрации Магаданской области доводы жалобы отклонил и просил судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2008 году Магаданская область выполняла расходные обязательства Российской Федерации в виде предоставления педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Невозмещение затрат в размере 23818462,32 руб. по предоставлению льгот педагогическим работникам в соответствии с действующим законодательством явилось основанием для обращения Департамента финансов администрации Магаданской области с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно Федеральному закону от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, суды, руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов", Законом Магаданской области от 17.12.2007 N 935-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год", Законом Магаданской области от 29.07.2009 N 1175-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год", Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Законом Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа", установив, что Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Магаданскую область финансовыми средствами в полном объеме, сделали обоснованный вывод о возмещении понесенных истцом убытков в размере 23818462,32 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в суде кассационной инстанции не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу N А37-400/2010 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, суды, руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов", Законом Магаданской области от 17.12.2007 N 935-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год", Законом Магаданской области от 29.07.2009 N 1175-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год", Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Законом Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа", установив, что Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Магаданскую область финансовыми средствами в полном объеме, сделали обоснованный вывод о возмещении понесенных истцом убытков в размере 23818462,32 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2010 г. N Ф03-8544/2010 по делу N А37-400/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании