Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 декабря 2010 г. N Ф03-8718/2010
по делу N А04-2045/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Благовещенска на решение от 17.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А04-2045/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Мешкова Р.В. о признании недействительными отказов администрации г. Благовещенска и министерства имущественных отношений Амурской области в выборе земельного участка для строительства.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Мешков Роман Васильевич (далее - предприниматель Мешков Р.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными отказов администрации г. Благовещенска (далее - Администрация) и министерства имущественных отношений Амурской области (далее - Министерство области) в выборе земельного участка для строительства, изложенных в письмах от 03.03.2010 N 02-19/933 и от 02.04.2010 N 07-17/2777.
До принятия решения предприниматель в порядке статьи 49 АПК РФ заявил отказ от требований к Министерству области, производство по делу в этой части просил прекратить.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Амурские коммунальные системы "Амурэлектросетьсервис".
Решением от 17.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.08.2010, принят отказ заявителя от требований к Министерству области, производство по делу в этой части прекращено. Отказ Администрации в обеспечении выбора земельного участка, выраженный в письме от 03.03.2010 N 02-19/933 признан незаконным, как несоответствующий статьям 30, 31 Земельного кодекса РФ. Суд обязал Администрацию провести процедуру выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования. Акты выбора земельных участков, согласованные (несогласованные) соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями направить в Министерство области для решения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
Не согласившись с указанными судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указал, что согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса РФ Администрация имеет возможность самостоятельно при наличии обстоятельств, прямо указывающих на невозможность размещения объекта, отказать в выборе земельного участка для строительства. Считает, что указанная норма права не возлагает обязанности на органы местного самоуправления по разработке варианта выбора земельного участка.
Также указывает, что в ходе рассмотрения заявления комиссией были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о невозможности размещения объекта, поскольку на запрашиваемом земельном участке проложены подземные кабельные линии электропередач и на территорию квартала 48 ведется разработка проекта межевания территории. При этом ссылается на генеральный план г. Благовещенска на период 2007-2025 гг.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель выразил возражения относительно ее доводов.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат изменению.
Как следует из материалов дела, 31.03.2009 Мешков Р.В.обратился в Министерство области с заявлением об оформлении выбора земельных участков размерами 34х36х96 м. и 30х10 м., расположенных по адресу: г.Благовещенск, ул. Амурская, д.156, с целью размещения и строительства магазина, офисных помещений (здание в 4 этажа) и гаражей боксового типа, а также согласования мест размещения объектов строительства и принятия решения о предоставлении данных земельных участков в долгосрочную аренду.
Администрация, рассмотрев заявление Мешкова Р.В., письмом от 29.05.2009 N 01-19/2719 отказала в выборе земельного участка, сославшись на то, что земельные участки входят в границы территории, на которую разработан проект межевания территории квартала 44, 47 и на то, что по запрашиваемому земельному участку проложены инженерные коммуникации.
Министерство области письмом от 22.06.2009 N 14-35/4098 со ссылкой на заключение Администрации отказала в удовлетворении заявления предпринимателя.
Решением суда от 15.09.2009 по делу N А04-5226/2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2009 и постановлением ФАС ДВО от 09.03.2010, отказ Администрации, изложенный в письме от 29.05.2009 N 01-19/2719, и отказ Министерства области, изложенный в письме от 22.06.2009 N 14-35/4098, признаны недействительными. Суд обязал Администрацию повторно рассмотреть вопрос выбора земельного участка по заявлению Мешкова Р.В.
Администрация, повторно рассмотрев заявление Мешкова Р.В., письмом от 03.03.2010 N 02-19/933 сообщила в Министерство области об отсутствии оснований для завершения процедуры выбора земельного участка для размещения магазина, офисных помещений и гаражей в квартале 44, 47. При этом указала на то, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке документации по планировке, а также на то, что запрашиваемые земельные участки расположены в охранных зонах кабельных линий электропередач 10-0,4 кВ.
Указанный отказ Администрации явился основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 1.2. Регламента, утвержденного постановлением мэра г. Благовещенска от 16.03.2009 N 422 "Об утверждении состава и регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска" (действовало на момент обращения предпринимателя с заявлением о выборе земельных участков), процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок.
С учетом приведенных норм суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о наличии у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта.
При этом суды сочли не доказанным факт проведения работ по подготовке проекта межевания территории в рамках подготовки проекта планировки территории.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод Администрации о невозможности предоставления земельного участка предпринимателю ввиду несоответствия условиям СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, указав, что данные обстоятельства в ходе процедуры предоставления участка на месте не устанавливались и документально не зафиксированы.
Таким образом, вывод суда о незаконности отказа Администрации предпринимателю Мешкову Р.В. в обеспечении выбора земельного участка, является правильным.
Вместе с тем суд, обязывая Администрацию провести процедуру выбора земельного участка и направления акта выбора земельного участка в Министерство области для решения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, не учел следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10 указал, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования.
В силу пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ при наличии нескольких заявок земельный участок подлежит выставлению на торги.
Как следует из материалов дела, Администрация такую информацию до населения не доводила, поэтому обязание судом Администрации изготовить акты выбора земельных участков является преждевременным.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат изменению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
Решение от 17.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А04-2045/2010 Арбитражного суда Амурской области в части обязания Администрацию провести процедуру выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования и направления актов выбора земельных участков, согласованных (несогласованных) соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, в Министерство имущественных отношений Амурской области для решения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, изменить.
Обязать администрацию г. Благовещенска в установленный законом срок рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Мешкова Р.В. от 31.03.2009 в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальном судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования.
В силу пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ при наличии нескольких заявок земельный участок подлежит выставлению на торги.
...
Решение от 17.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А04-2045/2010 Арбитражного суда Амурской области в части обязания Администрацию провести процедуру выбора земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования и направления актов выбора земельных участков, согласованных (несогласованных) соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, в Министерство имущественных отношений Амурской области для решения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, изменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2010 г. N Ф03-8718/2010 по делу N А04-2045/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании