Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора - Каплунова Е.И., старший помощник прокурора; от Краевого государственного унитарного предприятия "Хабаровские авиалинии" - Акинфеев Е.А., представитель по доверенности от 11.01.2010 N 1; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного унитарного предприятия "Хабаровские авиалинии" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 по делу N А73-3097/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры к Краевому государственному унитарному предприятию "Хабаровские авиалинии" о привлечении к административной ответственности Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура (далее - прокуратура; заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия "Хабаровские авиалинии" (далее - КГУП "Хабаровские авиалинии"; предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 г.
Решением суда от 06.05.2010 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нарушение, допущенное предприятием, выразившееся в осуществлении деятельности в аэропорту Херпучи без сертификата соответствия по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 решение суда первой инстанции отменено ввиду неправильного применения норм материального права, вместе с тем в привлечении к административной ответственности предприятия отказано в связи с истечением срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, КГУП "Хабаровские авиалинии" подало кассационную жалобу, в которой просит отменить данный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции. Как полагает заявитель жалобы и настаивал в судебном заседании кассационной инстанции его представитель, апелляционный суд неправильно применил нормы материального права, в частности Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановление Правительства РФ от 23.06.2007 N 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчика в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)" (далее - постановление N 397). По мнению предприятия, выводы суда апелляционной инстанции о наличии в его действиях состава административного правонарушения - нарушения лицензионных требований и условий ошибочны, считает, что отсутствие сертификата соответствия по поисковому, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов аэродрома (аэропорт Херпучи), не являющегося для эксплуатанта аэродромом базирования, не может быть признано нарушением лицензионного законодательства. Для получения сертификата эксплуатанта и поддержание его в соответствии, как указывает заявитель жалобы, авиационному предприятию необходимо представить доказательства сертификационного соответствия только в отношении аэропортов базирования, к каковым аэропорт Херпучи не отнесен, что следует из положений статьи 2 Устава КГУП "Хабаровские авиалинии", статьи 49 Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 N 98, Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 N 121.
Прокуратура в отзыве и ее представитель в суде кассационной инстанции против доводов кассационной жалобы возражают, считают постановление апелляционного суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Как установили суды из материалов дела, основными видами деятельности КГУП "Хабаровские авиалинии", согласно Уставу, являются авиационные перевозки пассажиров, грузов и почты, авиационные работы для нужд государства, предприятий, населения, иных заказчиков, аэропортовая деятельность, связанная с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, в том числе в аэропорту Херпучи, продажа авиабилетов (в том числе на собственные рейсы).
Из материалов дела также видно, что для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов предприятием получены лицензии от 26.05.2008 NN ПП 0184, ПГ 0185. У предприятия имеется действующий сертификат эксплуатанта N 459, которым удостоверяется, что КГУП "Хабаровские авиалинии" признано соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и положениям Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, регламентирующим сертификацию эксплуатантов в гражданской авиации, способно осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного сертификата.
Кроме того, КГУП "Хабаровские авиалинии", как установлено судами, осуществляет аэропортовую деятельность, связанную с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажу авиабилетов (в том числе на собственные рейсы). Для осуществления указанной деятельности предприятием 25.10.2007 в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта получен сертификат соответствия N 20510701177, сфера деятельности которого поисковое и аварийно-спасательное обеспечение в аэропорту Херпучи, включающее: поисково-спасательное обеспечение полетов; аварийно-спасательное обеспечение полетов, противопожарное обеспечение полетов.
Прокуратура, установив, что предприятие в нарушение подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом осуществляет полеты в аэропорт Херпучи, по которому истек срок действия названного выше сертификата соответствия по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов, вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, квалифицировав действия КГУП "Хабаровские авиалинии" по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление прокуратуры о привлечении предприятия к административной ответственности, пришел к выводу о недоказанности фактов несоблюдения КГУП "Хабаровские авиалинии" лицензионных требований и условий, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления прокуратуры.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к иным выводам, признав обоснованным утверждение прокуратуры о наличии нарушений при осуществлении предприятием лицензируемых видов деятельности: перевозки воздушным транспортом пассажиров и перевозки воздушным транспортом грузов.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
КГУП "Хабаровские авиалинии", соединяющее функции эксплуатанта и авиационного предприятия, при получении лицензий на названные выше виды деятельности подтвердило соответствие своих объектов и персонала требованиям законодательства, имея статус соискателя лицензии, предприятием в соответствии с требованиями статьи 8 Воздушного кодекса РФ осуществлена обязательная сертификация, в том числе и аэропорта Херпучи.
На основании представленных сертификатов КГУП "Хабаровские авиалинии" получены лицензии NN ПП 0184 и ПГ 0185 на перевозку воздушным транспортом пассажиров и грузов, в приложениях к которым определены места осуществления лицензируемого вида деятельности, разрешенные для полетов регионы и аэропорты, предусмотренные в части "С" эксплуатационных спецификаций сертификата эксплуатанта. К числу таких аэропортов, согласно названным выше спецификациям, отнесен и аэропорт Херпучи. Часть А эксплуатационных спецификаций сертификата эксплуатанта поисковые и аварийно-спасательные работы определяет одним из видов обеспечения полетов.
Следовательно, суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы предприятия, правомерно исходил из того, что сертификация авиационного предприятия - эксплуатанта, в том числе по поисковым и аварийно-спасательным работам, является в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" составляющей лицензионных требований и условий, несоблюдение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционным судом установлено из материалов дела (письмо КГУП "Хабаровские авиалинии" от 19.03.2010), что предприятием осуществлялось в период с 01.10.2009 по 10.03.2010 в аэропорт Херпучи, который согласно условиям лицензий и сертификата эксплуатанта определен как разрешенный для полетов аэропорт, 10 самолето-вылетов, при этом срок действия сертификата соответствия N 20510701177 истек 25.10.2009, что заявителем жалобы не опровергнуто.
В силу статьи 90 Воздушного кодекса РФ аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районах аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта, соответственно в случае авиационного события на аэродроме Херпучи, как правомерно отметил суд апелляционной инстанции, указанный вид деятельности должен быть осуществлен силами филиала "Аэропорт Херпучи" КГУП "Хабаровские авиалинии".
Невозможность обеспечения полетов поисковыми и аварийно-спасательными работами ставит под угрозу безопасность полетов и ведет к созданию опасных ситуаций с воздушными судами.
Поскольку срок действия сертификата соответствия N 2051071177 аэропорта Херпучи истек, в связи с чем аварийно-спасательные работы филиалом осуществляться не могут, следовательно, как правильно указал апелляционный суд, не могут быть обеспечены полеты, как своих воздушных судов, так и судов сторонних эксплуатантов, чем нарушаются требования статей 11, 12 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит указанные выводы апелляционного суда обоснованными, неправильного применения норм материального права, в том числе на которые ссылается заявитель жалобы, не установлено, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену принятого апелляционным судом постановления, не допущено. Доводы жалобы выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, а сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, поэтому в силу положений статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению, а обжалуемое постановление следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 по делу N А73-3097/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании представленных сертификатов КГУП "Хабаровские авиалинии" получены лицензии NN ПП 0184 и ПГ 0185 на перевозку воздушным транспортом пассажиров и грузов, в приложениях к которым определены места осуществления лицензируемого вида деятельности, разрешенные для полетов регионы и аэропорты, предусмотренные в части "С" эксплуатационных спецификаций сертификата эксплуатанта. К числу таких аэропортов, согласно названным выше спецификациям, отнесен и аэропорт Херпучи. Часть А эксплуатационных спецификаций сертификата эксплуатанта поисковые и аварийно-спасательные работы определяет одним из видов обеспечения полетов.
Следовательно, суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы предприятия, правомерно исходил из того, что сертификация авиационного предприятия - эксплуатанта, в том числе по поисковым и аварийно-спасательным работам, является в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" составляющей лицензионных требований и условий, несоблюдение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
В силу статьи 90 Воздушного кодекса РФ аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районах аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта, соответственно в случае авиационного события на аэродроме Херпучи, как правомерно отметил суд апелляционной инстанции, указанный вид деятельности должен быть осуществлен силами филиала "Аэропорт Херпучи" КГУП "Хабаровские авиалинии".
...
Поскольку срок действия сертификата соответствия N 2051071177 аэропорта Херпучи истек, в связи с чем аварийно-спасательные работы филиалом осуществляться не могут, следовательно, как правильно указал апелляционный суд, не могут быть обеспечены полеты, как своих воздушных судов, так и судов сторонних эксплуатантов, чем нарушаются требования статей 11, 12 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2010 г. N Ф03-8272/2010 по делу N А73-3097/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании