Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": Тимофеева И.А., представитель по доверенности от 02.04.2010 N 20/11, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу N А51-23789/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" к муниципальному медицинскому учреждению "Поликлиника N 12 г. Владивостока", третье лицо: администрация города Владивостока, о взыскании 528415,34 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2010 г.
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с муниципального медицинского учреждения "Поликлиника N 12 г. Владивостока" (далее - учреждение) 528415,34 руб., использованных не по целевому назначению при выполнении государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Владивостока (далее - администрация).
Решением суда от 09.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что направление указанной выше суммы на финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медсестрам, не является нецелевым использованием субвенций.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 решение суда первой инстанции отменено, заявление Фонда удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить с оставлением в силе решения суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, выводы апелляционного суда основаны на неправильном толковании норм материального права. Администрация указывает на то, что выделенные средства использовались получателем в соответствии с действующим законодательством, поскольку финансирование дополнительных расходов учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка работника, осуществляется за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том числе средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение в отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу, его представитель в суде кассационной инстанции отклоняют требования администрации, считают постановление апелляционной инстанции соответствующим действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Учреждение и администрация в судебном разбирательстве по делу участие не принимали; о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя Фонда, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждение на основании заключенных с Фондом договоров от 12.01.2006 N 20, от 01.01.2007 N 20/07 привлекалось к выполнению государственного задания по оказанию дополнительной помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 и 2007 годы, соответственно.
По результатам проверки учреждения по вопросу целевого использования средств субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в период с 01.06.2006 до 01.04.2007 Фондом составлен акт от 11.05.2007 N 30, которым установлено нецелевое расходование денежных средств, в том числе излишнее начисление отпускных медицинским работникам и перечисление единого социального налога, на общую сумму 574418,57 руб.
На основании указанного акта Фондом вынесено предписание об устранении нарушений в использовании средств от 13.06.2007 N 11, которым, с учетом внесенных в него изменений на основании письма от 21.01.2008 N3, учреждению предложено в срок до 25.03.2008 восстановить на счете Фонда сумму 528415,34 руб., использованную не по целевому назначению, и представить уведомление об исполнении предписания.
Поскольку учреждение в добровольном порядке не исполнило требование о восстановлении на счете заявителя спорной суммы денежных средств, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", не предусматривающими финансирования дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 30.12.2005 N 851 средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, вышеуказанной правовой нормой предусмотрен строго ограниченный объем средств, направляемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, который не включает выделение в спорном периоде субвенций с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных трудовым законодательством.
По смыслу указанного Постановления установленная в нем доплата - это дополнительная денежная выплата медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в твердо фиксированном размере, в силу чего не должна учитываться при исчислении средней заработной платы при выплате отпускных.
Поскольку учреждением при исполнении обязательств по договору от 12.01.2006 N 20 спорные денежные средства израсходованы на оплату среднего заработка за период отпуска медицинских работников и соответствующие ей налоговые начисления, апелляционный суд пришел к правильному выводу о нецелевом использовании получателем указанных денежных средств, в связи с чем обоснованно отменил решение суда и взыскал в пользу заявителя 528415,34 руб.
Доводы, изложенные администрацией в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу N А51-23789/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 30.12.2005 N 851 средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, вышеуказанной правовой нормой предусмотрен строго ограниченный объем средств, направляемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, который не включает выделение в спорном периоде субвенций с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных трудовым законодательством.
По смыслу указанного Постановления установленная в нем доплата - это дополнительная денежная выплата медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в твердо фиксированном размере, в силу чего не должна учитываться при исчислении средней заработной платы при выплате отпускных."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2010 г. N Ф03-9077/2010 по делу N А51-23789/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании