Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Михлик Д.А. - представитель по доверенности от 11.01.2011 N176-08 от ответчика: Жавненко Т.Ф. - представитель по доверенности от 11.01.2011 б/н рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на решение от 23.08.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 по делу N А73-7178/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1" Управления здравоохранения администрации г.Хабаровска о взыскании 36038 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2011 г.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1" Управления здравоохранения администрации г.Хабаровска (далее - МУЗ "Городская больница N 1", Учреждение) о взыскании 36038 руб., составляющих задолженность по возмещению расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по договору от 14.04.2008 N 262/06-08 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Решением от 23.08.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель настаивает, что учреждением допущено нарушение положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан" (далее - приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н). Пояснил, что Фондом в результате проведенного медико-экономического контроля представленных ответчиков счетов в 2008 году выявлено 37 случаев повторной дополнительной диспансеризации работающих граждан, в связи с этим истцом произведена корректировка начисленных сумм по ранее оплаченным счетам, которые согласно распоряжению Фонда от 26.01.2009 N5 не подлежат оплате. Опровергая ссылку судов относительно уведомления Фондом ответчика о недопустимости повторной диспансеризации работающих граждан уже после оказания им спорных услуг, заявитель указал, что в функции Фонда не входит уведомлять и доводить до Учреждения о существовании нормативно-правовых актов, исходящих от Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме, дав по ним пояснения, а представитель ответчика, возражая относительно ее доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не усмотрел.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.04.2008 между Фондом и МУЗ "Городская больница N 1" заключен договор N262/06-08 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, предметом которого является финансовое обеспечение Фондом осуществляемых Учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке и на условиях, которые определены Правилами предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 921. Срок действия договора - до 31.12.2008.
Условиями договора от 14.04.2008 предусмотрена обязанность Фонда ежемесячно оплачивать не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным осуществляемые Учреждением расходы по проведению дополнительной диспансеризации, а Учреждения - обеспечивать проведение в течение 2008-2009 годов дополнительной диспансеризации работающих граждан и вести в установленном Фондом порядке учет таких граждан, а в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению такой диспансеризации, информировать об этом Фонд в трехдневный срок в письменном виде, представлять Фонду не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, реестр счетов на оплату дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Согласно части III договора от 14.04.2008 все уведомления и сообщения, связанные с исполнением сторонами данного договора, должны направляться в письменной форме.
22.12.2008 Фонд со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации" уведомил Учреждение о том, что истец провел отбор случаев оплаченной дополнительной диспансеризации граждан, проведенной после 07.10.2008, по результатам которых с объемов в декабре 2008 года удержано 37 счетов-реестров по дополнительной диспансеризации работающих граждан на сумму 36038 руб.
Впоследующем, 29.01.2009 Фонд направил в адрес Учреждения претензию с предложением восстановить денежные средства в сумме 36038 руб. на счет истца в десятидневный срок.
Неисполнение МУЗ "Городская больница N 1" указанного в претензии требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды исходили из условий заключенного между сторонами договора, которым не предусмотрено ограничение финансирования расходов Учреждения в отношении диспансеризации граждан, ранее проходивших ее в 2006 - 2007 годах.
Так, мероприятия Российской Федерации по проведению дополнительной диспансеризации граждан на 2008-2009 годы определены постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 и приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н.
Указанными нормативными правовыми актами урегулированы проведение, порядок финансирования, объем и документальное оформление диспансеризации. Кроме того, утверждена типовая форма договора на финансирование территориальным фондом расходов в указанной сфере.
В целях реализации на территории г.Хабаровска вышеназванных нормативно-правовых актов Управлением здравоохранения администрации г.Хабаровска издано распоряжение от 04.07.2008 N 359, которым установлены планы-графики проведения дополнительной диспансеризации граждан для муниципальных учреждений на 2008 год.
Исходя из содержания указанного распоряжения, МУЗ "Городская больница N1" установлен плановый объем по дополнительной диспансеризации граждан - 1350 человек.
Проанализировав условия договора от 14.04.2008 N 262/06-08, суды обеих инстанций признали его соответствующим типовой форме договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Также судами указано, что постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921, приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н и договор от 14.04.2008 N 262/06-08 не устанавливают ограничений категорий работающих граждан, в отношении которых проводятся мероприятия по дополнительной диспансеризации.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции сочли, что оказанные Учреждением в спорный период медицинские услуги, с учетом предварительного согласования Фондом графиков и объемов дополнительной диспансеризации, подлежат оплате в полном объеме в установленном договором от 14.04.2008 порядке.
С учетом установленного арбитражные суды пришли к выводу о том, что у Фонда отсутствуют правовые основания требовать с Учреждения оплаты предъявленных ко взысканию 37 счетов-реестров на сумму 36038 руб. за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по договору от 14.04.2008, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.
При этом судами обоснованно отклонена ссылка истца на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации", согласно которому граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 и 2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" не подлежат.
Данные разъяснения в соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 8810-ВС вступили в силу с момента подписания вышеуказанного письма - с 07.10.2008.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 Минздравсоцразвития РФ вправе давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Вместе с тем как установлено судами и не оспаривается сторонами, указанные письма Минздравсоцразвития РФ NN 7694-ВС и 8810-ВС официально не опубликованы и в установленном порядке не зарегистрированы.
Сведения о недопустимости повторной диспансеризации работающих граждан получены Учреждением после предоставления работающим гражданам услуг по повторной диспансеризации на основании согласованных с Фондом планов-графиков. В дальнейшем повторная диспансеризация не проводилась.
Каких-либо изменений в договор от 14.04.2008 в связи с ограничением круга лиц, в отношении которых в 2008 году проводится диспансеризация, в установленном законом порядке сторонами не вносилось.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку разъяснения Минздравсоцразвития РФ, изложенные в письме от 07.10.2008 N 7694-ВС, в данном случае к правоотношениям сторон по договору от 14.04.2008 применяться не могут.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении Учреждением положений приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н материалами дела не подтверждается, поэтому судом кассационной инстанции отклоняется.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие обязанности Фонда уведомлять Учреждение об изменении нормативно-правовых документов, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, во внимание не принимается, поскольку такая обязанность следует из положений части III договора от 14.04.2008.
С учетом изложенного правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
решение от 23.08.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 по делу N А73-7178/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленного арбитражные суды пришли к выводу о том, что у Фонда отсутствуют правовые основания требовать с Учреждения оплаты предъявленных ко взысканию 37 счетов-реестров на сумму 36038 руб. за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по договору от 14.04.2008, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.
При этом судами обоснованно отклонена ссылка истца на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2008 N 7694-ВС "О дополнительной диспансеризации", согласно которому граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 и 2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" не подлежат.
Данные разъяснения в соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 8810-ВС вступили в силу с момента подписания вышеуказанного письма - с 07.10.2008.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 921 Минздравсоцразвития РФ вправе давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Вместе с тем как установлено судами и не оспаривается сторонами, указанные письма Минздравсоцразвития РФ NN 7694-ВС и 8810-ВС официально не опубликованы и в установленном порядке не зарегистрированы.
...
Каких-либо изменений в договор от 14.04.2008 в связи с ограничением круга лиц, в отношении которых в 2008 году проводится диспансеризация, в установленном законом порядке сторонами не вносилось.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку разъяснения Минздравсоцразвития РФ, изложенные в письме от 07.10.2008 N 7694-ВС, в данном случае к правоотношениям сторон по договору от 14.04.2008 применяться не могут.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении Учреждением положений приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н материалами дела не подтверждается, поэтому судом кассационной инстанции отклоняется."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 февраля 2011 г. N Ф03-9789/2010 по делу N А73-7178/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании