Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области на решение от 04.08.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 по делу N А04-2651/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Государственного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области, третье лицо: Управление занятости населения Амурской области, о признании незаконными действий и недействительным предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2011 г.
Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска (далее - центр занятости; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - территориальное управление; управление Росфиннадзора) по включению в акт проверки от 19.05.2010 фактов нарушений и иных обстоятельств, допущенных гражданами, организовавшими собственное дело, и недействительным предписания от 28.05.2010 N 23-02-17/1324 по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление занятости населения Амурской области.
Решением суда от 04.08.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемые действия признаны незаконными, предписание - недействительным.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 решение суда изменено, признано недействительным предписание Территориального управления Федеральной налоговой службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 28.05.2010 N 23-02-17/1324. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части признания недействительным предписания, управление Росфиннадзора подало кассационную жалобу, в которой выражает свое несогласие с выводами судов о несоответствии данного предписания постановлению Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - Постановление N 1989), постановлению Правительства Амурской области от 10.03.2009 N 80 "Об организации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области" (далее - Постановление N 80), принятого на основании Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Заявитель жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы материального права, в связи с чем предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части отменить и отказать центру занятости в удовлетворении заявленных требований.
Кассационную жалобу территориальное управление просило рассмотреть в отсутствие его представителей.
Центр занятости и управление занятости населения Амурской области представили отзывы, в которых просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу рассмотреть без участия их представителей, о чем письменно уведомили суд кассационной инстанции.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 09.02.2011.
Проверив в порядке пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами из материалов дела, управлением Росфиннадзора на основании приказа от 19.04.2010 N 146 и в соответствии с планом контрольной и надзорной работы на 2010 год, проведена плановая проверка использования государственным учреждением Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда указанных субъектов.
По результатам проверки составлен акт от 19.05.2010, которым зафиксированы финансовые нарушения, выразившиеся о том, что индивидуальные предприниматели Стренина Е.А. и Журавлева Ю.А., не выполнившие условия получения субсидий на организацию предпринимательской деятельности, полученные денежные средства в размере 70560 руб. и 58800 руб., соответственно, не возвратили. В этой связи территориальным управлением центру занятости выдано предписание от 28.05.2010 N 23-02-17/1324 по устранению выявленных нарушений пункта 4.6 Порядка организации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 10.03.2009 N 80. Указанное предписание содержит требование принять меры по возврату в установленном законом порядке средств субсидий в соответствии с условиями заключенных с индивидуальными предпринимателями договоров о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости от 16.04.2009 NN 1СУ, 5 СУ. Срок исполнения представления - в течение 60 дней со дня получения.
Проверяя указанное предписание по заявлению центра занятости, суды признали его недействительным, как несоответствующее постановлению Правительства РФ N 1089, утвердившему Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - Правила), постановлению Правительства Амурской области N 80.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.
Для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1089 предусмотрено предоставление субсидий на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Такая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году, утверждена постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2009 N 13 (далее - Программа) и включает реализацию мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан", осуществляемого на основании договоров, заключенных между государственным учреждением области - центром занятости населения и безработным гражданином. Как следует из раздела IV указанной Программы, субсидии безработным гражданам из средств, предусмотренных Программой, выделяются в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. При этом контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию указанной программы, возложен на управление занятости населения Амурской области.
Во исполнение Программы постановлением Правительства Амурской области N 80 утверждены Порядок организации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году (далее - Порядок организации мероприятий), которым предусмотрены полномочия центров занятости населения, в том числе: принимать решения о предоставлении субсидий и заключать договоры с безработными гражданами о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости по типовой форме, утвержденной приказом управления занятости населения Амурской области. Этим же постановлением утвержден Порядок расходования бюджетных средств на реализацию указанной Программы, которым определены условия расходования бюджетных средств на субсидии безработным гражданам на данные цели.
Согласно пункту 1.3 Порядка расходования бюджетных средств, в случае нарушения условий получения субсидий безработными гражданами бюджетные средства подлежат возврату на лицевой счет главного распорядителя в установленные сроки, при невозврате средств в добровольном порядке, последний вправе обратиться в суд с целью принудительного их взыскания.
Как установили суды и следует из материалов дела, в частности оспариваемого предписания, фактов нецелевого или незаконного использования средств федерального бюджета территориальным управлением при проверке центра занятости не выявлено. Управление Росфиннадзора, вынося предписание, исходило из того, что допущены иные финансовые нарушения, а именно: индивидуальным предпринимателем Стрененой Е.А. не выполнены условия получения субсидии на организацию ею предпринимательской деятельности, поскольку она занималась указанной деятельностью менее 12 месяцев и полученные денежные средства не возвращены, чем нарушены п. 4.6 Порядка организации мероприятий, утвержденного постановлением N 80, и пункт 4.2 договора от 16.04.2009 N 1СУ. В отношении предпринимателя Журавлевой Ю.А., как следует из материалов встречной проверки, не получены сведения об осуществлении последней предпринимательской деятельности, что также, по мнению территориального управления, свидетельствует о несоблюдении условий договора, заключенного с данным предпринимателем, и пункта 4.6. упомянутого выше Порядка.
Суды, проверяя в соответствии с требованиями статьи 200 АПК РФ доводы заявителя и возражения на них территориального управления, пришли к выводу о том, что последним не представлено доказательств использования Стрениной Е.А. полученных ею средств не в соответствии с условиями, предусмотренными пунктами 4.8, 4.9 Порядка организации мероприятий. В отношении предпринимателя Журавлевой Ю.А. суды также признали бездоказательным утверждение управления Росфиннадзора о том, что данный предприниматель не осуществляет деятельность, поскольку отказ последней представить пояснения по этому вопросу не может служить таким доказательством.
Отклоняя доводы территориального управления, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что субсидия получена предпринимателем, ранее имевшей статус безработного, взамен пособия по безработице, и имеет ту же цель - предоставление социально необеспеченным гражданам средств к существованию, что не противоречит положениям статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, как следует из содержания договоров и положений названных выше постановлений Правительства Амурской области NN 13 и 80, контроль за эффективным и целевым использованием средств субсидий, а также осуществление мер по их возврату возложено на управление занятости населения Амурской области, а не на центр занятости.
Учитывая установленные по данному делу обстоятельства, суды признали, что у управления Росфиннадзора отсутствовали основания для выводов о финансовом нарушении в указанной части и предложения принять меры к возврату в установленном законом порядке средств субсидии.
Выводы судов заявителем жалобы не опровергнуты и сводятся к иной оценке доказательств, между тем в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции таких полномочий не имеется. Нормы материального права применены соответственно установленным по данному делу обстоятельствам.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи с чем считает необходимым оставить без изменения в обжалуемой территориальным управлением части постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010, которым изменено решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 в обжалуемой части по делу N А04-2651/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, проверяя в соответствии с требованиями статьи 200 АПК РФ доводы заявителя и возражения на них территориального управления, пришли к выводу о том, что последним не представлено доказательств использования Стрениной Е.А. полученных ею средств не в соответствии с условиями, предусмотренными пунктами 4.8, 4.9 Порядка организации мероприятий. В отношении предпринимателя Журавлевой Ю.А. суды также признали бездоказательным утверждение управления Росфиннадзора о том, что данный предприниматель не осуществляет деятельность, поскольку отказ последней представить пояснения по этому вопросу не может служить таким доказательством.
Отклоняя доводы территориального управления, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что субсидия получена предпринимателем, ранее имевшей статус безработного, взамен пособия по безработице, и имеет ту же цель - предоставление социально необеспеченным гражданам средств к существованию, что не противоречит положениям статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, как следует из содержания договоров и положений названных выше постановлений Правительства Амурской области NN 13 и 80, контроль за эффективным и целевым использованием средств субсидий, а также осуществление мер по их возврату возложено на управление занятости населения Амурской области, а не на центр занятости."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 февраля 2011 г. N Ф03-9853/2010 по делу N А04-2651/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-9853/2010