Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу председателя межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" Василльевой А.Е. на вступившие в законную силу постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей" (далее - МПРЗ "Альянс врачей") признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель МПРЗ "Альянс врачей" Василльева А.Е. ставит вопрос об отмене постановления судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года, решения судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, прекращении производства по делу, направления дела на новое рассмотрение в Люблинский районный суд г. Москвы.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы с учётом положений статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения МПРЗ "Альянс врачей" к административной ответственности) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в названном Законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в её учредительных документах, она участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определено, что материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Как следует из части 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство некоммерческой организацией, включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, материалов или их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", либо направление этой организацией материалов в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что МПРЗ "Альянс врачей", включённым в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в нарушение вышеприведённых требований правовых норм в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "Инстаграм" по электронному адресу - https:// "адрес" были распространены материалы (публикации) без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Так, 17 июля 2021 года первым заместителем Зеленодольского городского прокурора в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" выявлено размещение в социальной сети "Инстаграм" репоста материала с паблика "данные изъяты" с текстом следующего содержания: "Медики Зеленодольска в своём обращении к министру здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан в очередной раз открыто рассказали о вопиющих нарушениях, имеющихся в ЦРБ. Лекарств не хватает, бригад скорой недостаточно, пациенты ждут скорую часами сутками. Глав врач проблемы не решает, а лишь множит, и подаёт в суд на медика за разглашение о имеющихся проблемах. Источник: Альянс врачей в Татарстане".
При этом указанный материал был размещён в сети "Интернет" без указания на то, что эти материалы произведены и распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Кроме того, МПРЗ "Альянс врачей" допустило направление в государственные органы 28 июля 2021 года за подписью председателя регионального отделения "Альянс врачей" в Республике Татарстан ФИО8. в Администрацию Президента Российской Федерации и Государственную инспекцию труда в Республике Татарстан заявления о результатах осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. При этом в заявлении не содержалось указаний на то, что этот материал произведён и распространён некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; снимками экрана компьютера, фиксирующими страницы сайта и другими приобщёнными в материалы дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо - некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, допустившая распространение материала с использованием сети "Интернет", и направление таких материалов в государственные органы без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия МПРЗ "Альянс врачей" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность назначения МПРЗ "Альянс врачей" административного наказания проверены судьёй второй инстанции с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме.
В жалобе, поданной в Шестой кассационной суд общей юрисдикции, в обоснование незаконности судебных постановлений заявитель ссылается на то, что постановление Зеленодольского городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не может быть принято в качестве допустимого доказательства, поскольку МПРЗ "Альянс врачей" о мете и времени его внесено не был уведомлен надлежащим образом, копия постановления в адрес МПРЗ "Альянс врачей" не направлялась.
Данный довод жалобы отмену вынесенных постановления и решения не влечёт.
Как следует из материалов дела должностным лицом прокуратуры были созданы необходимые условия для реализации МПРЗ "Альянс врачей" своего права на участие при вынесении постановления, однако законный представитель или защитник МПРЗ "Альянс врачей" на вынесение постановления не явился, распорядившись правом по своему усмотрению. Так, прокуратурой Зеленодольского района Республики Татарстан посредством Почты России направлялось извещение о времени и месте вынесения постановления. Согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N данное отправление получено МПРЗ "Альянс врачей" 23 сентября 2021 года.
Указание на сайте Почты России в отчёте об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N в качестве отправителя ОМВД РФ по Зеленодольскому району не может поставить под сомнение факт направления извещения именно прокуратурой Зеленодольского района Республики Татарстан, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции было установлено, что данные отправителя (ОМВД по Зеленодольскому району) указаны работником почтового отделения ошибочно, в связи с чем работником почтового отделения - оператором ФИО14 в отчёт об отслеживании внесены соответствующие исправления, в качестве отправителя указано "прокуратура Зеленодольского района Республики Татарстан", исправления заверены подписью работника (л.д.100).
Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении была направлена МПРЗ "Альянс врачей" почтовым отправлением с идентификатором N и получена МПРЗ "Альянс врачей" 15 ноября 2021 года.
МПРЗ "Альянс врачей" извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в суде первой инстанции, извещение направлялось почтовым отправлением с идентификатором N, однако почтовое отправление возвращено в суд с отместкой об истечении срока хранения (л.д.108).
О времени и месте рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Татарстан МПРЗ "Альянс врачей" был извещён, что объективно подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления с идентификатором N (л.д.146).
Таким образом, нарушения права МПРЗ "Альянс врачей" должностным лицом прокуратуры, судебными инстанциями допущено не было.
Доводы жалобы о том, что прокуратура не может подменять государственные органы, отмену вынесенных судебных постановлений не влечёт, поскольку, как следует из статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Утверждение подателя жалобы о нарушении порядка возбуждения дела об административном правонарушении является ошибочным.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явились сведения, установленные первым заместителем Зеленодольского городского прокурора в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то есть должностным лицом, уполномоченным на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с положениями части 1 статьи 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Достаточные данные, указывающих на наличие события административного правонарушения, находились в общем доступе и какого - либо взаимодействия с юридическим лицом с целью их подтверждения или опровержения не требовалось, а потому судить о нарушении должностным лицом прокуратуры требований Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" оснований не имеется.
Вопреки доводу жалобы настоящее дело об административном правонарушении, объективная сторона которого выражается в действии (распространение, направление), имеющим длящийся характер, рассмотрено с соблюдением требований подсудности по месту совершения административного правонарушения, которое в данном случае определяется местом его пресечения (выявления).
Установление члена организации, непосредственно распространившего и направившего в государственные органы материал с нарушением законодательства, на что указывает заявитель в своей жалобе, правового значения по настоящему делу не имеет.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В качестве источника размещённого репоста указан "Альянс врачей в Татарстане", на видеозаписи зафиксированы ФИО8, ФИО10 выступающие от имени профсоюзной организации "Альянс врачей", на видеозаписи имеется логотип, схожий с логотипом МПРЗ "Альянс врачей" в виде белого круга с окантовкой по внешнему краю красного цвета, внутри круга четыре человеческих ладони красного цвета, которые сведены друг к другу со стороны пальцев.
При этом, протоколом от 14 июля 2021 года N 14/07 заседания Центрального совета Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" назначены профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица (доверенные лица) по охране труда ФИО8 - фельдшер станции скорой медицинской помощи ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ", ФИО10 фельдшер станции скорой медицинской помощи ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ" и Василльева Анастасиа Евгеньевна - председатель МПРЗ "Альянс врачей".
Вторым вопросом повестки дня постановлено провести профсоюзный контроль в июле 2021 года на территории ГАУЗ "Зеленодольской НРБ".
МПРЗ "Альянс врачей", имея возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, вывод судебных инстанций о наличии в действиях названного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В рассматриваемом случае данных о выполнении МПРЗ "Альянс врачей" требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в ходе производства по делу не установлено.
Довод жалобы о том, что включение профсоюза в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нарушает установленные законом принципы равенства работников и их объединений не может быть предметом рассмотрения при настоящей жалобы.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что судья Верховного Суда Республики Татарстан не рассмотрел жалобу МПРЗ "Альянс врачей", а рассмотрел жалобу Василльевой А.Е, которая жалобу не подавала.
Как следует из жалобы, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, она подписана председателем МПРЗ "Альянс врачей" Василльевой А.Е. Именно данное лицо, согласно сведениям ЕГРЮЛ, имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности, а потому указание судьёй второй инстанции в решении о рассмотрении жалобы законного представителя МПРЗ "Альянс врачей" Василльевой А.Е, является правильным и не противоречит требованию статей 25.4, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в решении судьи Верховного Суда Республики Татарстан на привлечение МПРЗ "Альянс врачей" к ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является опиской, которая подлежит устранению в соответствии с требованием статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие законного представителя Василльевой А.Е. с правовой оценкой не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых актов и не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности и порядок привлечения МПРЗ "Альянс врачей" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание, которому подвергнуто МПРЗ "Альянс врачей", соразмерно содеянному, основано на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к нему соответствующей меры государственного принуждения, которая будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения новых противоправных деяний.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судебные инстанции не установили данных о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением учреждения, в связи с чем не усмотрели оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не содержится таких доводов и в поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе.
Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, в том числе потому, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела, не были выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, поскольку в силу подпункта 7 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении данной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" оставить без изменения, а жалобу председателя межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" Василльевой А.Е. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.