Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу защитника Журавлевой Наталии Николаевны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Коммунресурс", на вступившее в законную силу постановление административной комиссии Кировского внутригородского района N909 от 15 декабря 2021 года, решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 1 марта 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 2 июня 2022 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммунресурс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.26 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области",
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии Кировского внутригородского района N909 от 15 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Самары от 1 марта 2022 года, решением судьи Самарского областного суда от 2 июня 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Коммунресурс" (далее по тексту - ООО "Коммунресурс", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.26 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Журавлева Н.Н, действующая в интересах привлекаемого к административной ответственности юридического лица, просит отменить названные акты, состоявшиеся в отношении ООО "Коммунресурс" по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, что установлено статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьями 24.1, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в постановлении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
Однако в ходе производства по настоящему делу при вынесении решений вышеуказанные требования выполнены не были, в нарушение указанных положений законность и обоснованность вынесенного постановления административного органа судебными инстанциями надлежащим образом не проверена.
Административная ответственность за административные правонарушения на территории Самарской области наступает в соответствии с федеральным законодательством и Законом об административных правонарушениях на территории Самарской области.
Частью 2 статьи 4.26 Закона Самарской области N 115-ГД от 1 ноября 2007 года "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" предусматривает административную ответственность за неосуществление удаления (сноса), пересадки деревьев и кустарников в пределах сроков, установленных в порубочном билете и (или) разрешении на пересадку деревьев и кустарников, предоставляемых в порядке, установленном Законом Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" и органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области.
Из части 3 статьи 3.2 Закона Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" следует, что процедура предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников осуществляется на территории городского округа (городского или сельского поселения) Самарской области уполномоченным органом местного самоуправления при условии определения правилами благоустройства, утвержденными муниципальным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования, обязанности получения порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников заинтересованными лицами для строительства (реконструкции) объекта капитального строительства либо для целей, не связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства, в том числе в целях удаления аварийных, больных деревьев и кустарников.
Решением Думы городского округа Самара от 8 августа 2019 года N 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - Правила благоустройства территории г.о. Самара).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Правил благоустройства территории г.о.Самара удаление (снос) деревьев и кустарников при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства либо для целей, не связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства, осуществляется при условии получения заинтересованными лицами порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, в том числе в целях удаления аварийных, больных деревьев и кустарников.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Коммунресурс" коллегиальным органом к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Закона об административных правонарушениях на территории Самарской области послужили изложенные в постановлении обстоятельства о том, что ООО "Коммунресурс", являясь лицом, уполномоченным собственником помещений в многоквартирном доме, не произведен снос пяти аварийных (сухостойных) деревьев по порубочному билету N 225 от 28 сентября 2021 года со сроком производства работ до 31 октября 2021 года по адресу: "адрес".
Оставляя постановление коллегиального органа без изменения, судьи районного и областного судов исходили из доказанности факта совершения правонарушения ООО "Коммунресурс".
Принимая такое решение, коллегиальный орган и судебные инстанции исходили из того, что работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном Правилами благоустройства территории г.о. Самара, на прилегающих территориях многоквартирных домов осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное (пункт 1 части 1 статьи 5 главы 2 названных Правил).
Вместе с тем данные выводы являются преждевременными ввиду следующего.
Защитником ООО "Коммунресурс" в ходе рассмотрения данного дела, в частности, в поданных по делу жалобах последовательно приводились доводы о том, что содержание зеленых насаждений в виде кустарников и деревьев, их обрезку, опилку, иную обработку и снос, в обязанности управляющей организации не входит, поскольку границы земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому 496 по "адрес" не сформированы и в порядке, установленном действующий законодательством, государственный кадастровый учет не произведен, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Приведенные доводы не получили надлежащей правовой оценки судебных инстанций при рассмотрении данного дела.
Между тем в соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статьями 37 - 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 4 (2018) (пункт 7).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
В силу приведенных законоположений собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
Подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (п. 3 Правил N 491).
Требования к содержанию общего имущества установлены разделом II Правил, из которого следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает, кроме прочего, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "ж" пункта 11 Правил N 491).
Согласно подпункту "в" пункта 15 Правил N 491 в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
При этом содержание и благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве и не закрепленных за ними в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется администрациями внутригородских районов (часть 11 статьи 4 главы 2 Правил благоустройства территории г.о.Самара).
В данном случае общество привлечено к административной ответственности за неисполнение обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и правилами благоустройства территории муниципального образования.
Под прилегающей территорией в силу пункта 37 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Самарской области от 13 июня 2018г. N48-ГД "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и части 53 статьи 2 главы 1 Правил благоустройства территории г.о.Самара понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным этим Законом.
Согласно части 1 статьи 4 Правил благоустройства г.о.Самары в целях закрепления территории в городском округе для содержания и благоустройства границы прилегающих территорий устанавливаются:
- путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории;
- путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между администрацией внутригородского района (уполномоченный орган) и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом. В этом случае приложением к соглашению будет являться карта-схема прилегающей территории.
Согласно пункту 52 статьи 2 Правил благоустройства территории г.о.Самара придомовая территория - территория, внесенная в технический паспорт жилого дома и (или) отведенная в установленном порядке под жилой дом и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения. Придомовая территория жилых домов включает в себя: территорию под жилым домом, внутриквартальные проезды и тротуары, озелененные территории ограниченного пользования, площадки для игр и спорта, площадки для отдыха населения, площадки для временной стоянки транспортных средств, площадки для хозяйственных целей, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Коммунресурс" на основании лицензии и договора управления многоквартирным домом, заключенного в соотетствии с требованиями статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации, осуществляет деятельность по управлению многократирным "адрес" "адрес" (л.д.128-141).
Согласно пунктам 2.4, 2.5, 2.6 договора управления многоквартирным домом от 20 марта 2020 г, заключенного на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома между ООО "Коммунресурс" и собственниками многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и объекты, расположенные на этом земельном участке, могут быть отнесены к общему имуществу собственников многоквартирного дома исключительно после формирования границ земельного участка и осуществления его государственного кадастрового учета в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Объекты, расположенные на этом сформированном в соответствии с законодательством РФ земельном участке, будут относиться к общему имуществу собственников многоквартирного дома после принятия соответствующего решения собственниками многоквартирного дома на общем собрании. До формирования границ земельного участка и осуществления его государственного кадастрового учета в порядке, установленном действующим законодательством РФ, в целях обеспечения комфортного и безопасного проживания собственников нанимателей), собственниками совместно с управляющей организацией определяются границы территории, уборку которой осуществляет управляющая организация согласно приложению N2 к договору. Стороны исходят из того, что под уборкой территории, указанной в пункте 2.6 указанного договора, понимаются услуги исключительно дворников (подметание, очистка территории от снега и наледи), покос травы. Содержание зеленых насаждений в виде кустарников и деревьев, их обрезку, опиловку, иную обработку и снос, в обязанности управляющей организации не входит до момента формирования границ земельного участка многоквартирного дома и осуществления его государственного кадастрового учета в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Стороны исходят из того, что до формирования границ земельного участка многоквартирного дома и осуществления его государственного кадастрового учета в порядке, установленном действующим законодательством РФ, обязанность по содержанию территории, в том числе, зеленых насаждений в виде кустарников и деревьев, их обрезку, опиловку, иную обработку и снос, законодательством РФ возложена на публично-правовое образование (л.д.128 оборот).
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие наличие у ООО "Коммунресурс" в собственности и законном владении какой-либо прилегающей к указанному дому территории. Соглашения об определении границ прилегающей к дому N 496 по пр.К.Маркса г.Самары территории между администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара и ООО "Коммунресурс" материалы дела также не содержат.
В нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы защитника общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был. Равным образом не выяснен и вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории, в частности по получению порубочного билета.
Ссылка судьи районного суда на то, что порубочный билет является самостоятельным основанием для сноса (спила) аварийных деревьев, несущих угрозу жизни и здоровью граждан, не свидетельствует безусловно о том, что такая обязанность подлежит исполнению именно ООО "Коммунресурс", поскольку согласно части 3 статьи 3.2 Закона Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" процедура предоставления порубочного билета осуществляется на территории г.о.Самара уполномоченным органом местного самоуправления при условии определения Правилами благоустройства обязанности получения порубочного билета заинтересованными лицами. Вопрос о наличии такой обязанности именно у ООО "Коммунресурс" судебными инстанциями остался невыясненным.
В решениях судебных инстанций отсутствует какое-либо мотивированное суждение по данному доводу заявителя; мотивы в обоснование выводов о виновности ООО "Коммунресурс" в его совершении (как собственника или законного владельца земельного участка) не приведены, не опровергнуты доводы заявителя со ссылками на закон.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, судебными инстанциями не соблюдены.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 1 марта 2022 г, решение судьи Самарского областного суда от 2 июня 2022 г, состоявшиеся в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.26 Закона об административных правонарушениях на территории Самарской области, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Кировского районного суда г. Самары.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 10 августа 2020 года N 46-АД20-6 и N 46-АД20-7, от 8 сентября 2020 года N 46-АД20-9.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверить доводы поданной жалобы в полном объеме с изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, описанием события административного правонарушения, мотивов принятого решения, указанием на нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, ссылками на доказательства, которые подтверждают установленные обстоятельства дела, в том числе и на представленные стороной защиты, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Журавлевой Н.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 1 марта 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 2 июня 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммунресурс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.26 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" N 115-ГД от 1 ноября 2007 года, отменить.
Дело об административном правонарушении по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Коммунресурс" на постановление административной комиссии Кировского внутригородского района N909 от 15 декабря 2021 г. направить в Кировский районный суд г.Самары на новое рассмотрение.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.