Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу командира отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, обеспечивающего безопасность дорожного движения на федеральных трассах, на региональных трассах с интенсивным дорожным движением Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания Абисалова А.М. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Алагирского судебного района Республики Северная Осетия-Алания от 19.07.2021, вынесенного в отношении Дзукаева Г. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Алагирского судебного района Республики Северная Осетия-Алания от 19.07.2021, оставленным без изменения решением судьи Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.04.2022, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Дзукаева Г. А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, командир отдельного батальона ДПС ГИБДД, обеспечивающего безопасность дорожного движения на федеральных трассах, на региональных трассах с интенсивным дорожным движением МВД России по Республике Северная Осетия-Алания Абисалов А.М. выражает несогласие с постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Алагирского судебного района Республики Северная Осетия-Алания от 19.07.2021, ставит вопрос об его отмене, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Решение судьи Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.04.2022 заявителем не обжалуется.
По итогам изучения материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает при невыполнении водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Совершение упомянутого деяния влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Пунктом 2.3.2. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения) закреплена обязанность водителя транспортного средства по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 03.06.2021 в 15 часу водитель автомобиля N, государственный регистрационный знак О 615615 РА/15, Дзукаев Г.А. не выполнил требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его действия квалифицированы по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
Таким образом на территории Российской Федерации допускаются к управлению транспортными средствами лица на основании национальных или международных водительских удостоверений, за исключением тех случаев, когда управление транспортными средствами происходит на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.
При рассмотрении дела судами было установлено, что Дзукаев Г.А. является гражданином России (паспорт гражданина Российской Федерации N 9019 301468), российского водительского удостоверения Дзукаев Г.А. не получал, в связи с чем его действия следовало квалифицировать по части 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую административную ответственность за невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Принимая решение мировой судья указал, что действия Дзукаева Г.А. не могут быть переквалифицированы с части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения на часть 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку санкция данной статьи предусматривает более строгое административное наказание и переквалификация действий Дзукаева Г.А. повлечет ухудшение его положения, что является недопустимым.
Административным органом представлены доказательства наличия у Дзукаева Г.А. водительского удостоверения, выданного ему Республикой Южная Осетия 07.02.2020 сроком действия до 07.02.2030, сведения о котором содержатся также в протоколе об административном правонарушении.
К иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28.03.2011 (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 01.01.1992;
- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28.03.2011 (включительно) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
В целом, в силу подпункта "b" пункта 2 статьи 41 Конвенции государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к Конвенции.
Управление в Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения допустимо для лиц, временно пребывающих на ее территории.
Тогда как Дзукаев Г.А. является гражданином Российской Федерации.
Положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении Дзукаева Г.А. неприменимы, поскольку распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Более того, пунктом 7 Конвенции предусмотрено, что положения статьи 41 Конвенции не обязывают Договаривающиеся Стороны:
a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другого государства лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;
b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.
При таких обстоятельствах лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не вправе управлять транспортным средством на основании водительского удостоверения, выданного в ином государстве (национального водительского удостоверения).
Следовательно, Дзукаев А.Г. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, обжалуемое по делу судебное постановление мирового судьи судебного участка N1 Алагирского судебного района Республики Северная Осетия-Алания от 19.07.2021 сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судов, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, так как оснований для переоценки выводов судов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Алагирского судебного района Республики Северная Осетия-Алания от 19.07.2021, вынесенное в отношении Дзукаева Г. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу командира отдельного батальона дорожного патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, обеспечивающего безопасность дорожного движения на федеральных трассах, на региональных трассах с интенсивным дорожным движением Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания Абисалова А.М.- без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.