Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Эгамбердиева Джахонгира Аскаровича на постановление судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эгамбердиева Джахонгира Аскаровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июля 2019 года гражданин Республики "данные изъяты" Эгамбердиев Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе Эгамбердиев Д.А. просит об изменении постановления судьи районного суда, исключении дополнительного наказания в виде административного выдворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу общего правила пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 04 июля 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Нефтеюганск, 8а мкр, д. 56 при проверке документов выявлен гражданин Республики "данные изъяты" Эгамбердиев Д.А, нарушивший режим пребывания. Эгамбердиев Д.А. прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы 20 августа 2018 года, 17 сентября 2018 года ему выдан патент, Эгамбердиев Д.А. произвел авансовый платеж, продлив срок своего пребывания, в дальнейшем путем уплаты фиксированных авансовых платежей срок пребывания неоднократно продлялся до 17 февраля 2019 года, в указанный день в необходимом размере Эгамбердиев Д.А. уплату не произвел (уплатил 4 500 рублей вместо 5 000 рублей), тем самым, срок своего дальнейшего пребывания в законном порядке не продлил, в связи с чем с 18 февраля 2019 года и до момента выявления находился на территории Российской Федерации без документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации.
В связи с выявленным нарушением режима пребывания в отношении иностранного гражданина Эгамбердиева Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Эгамбердиевым Д.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Обстоятельства отсутствия у Эгамбердиева Д.А. с 18 февраля 2019 года документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации, установлено и каких-либо сомнений не вызывает. Факт того, что 17 февраля 2019 года Эгамбердиевым Д.А. производилась уплата авансового платежа в размере 4 500 рублей, не свидетельствуют об отсутствии нарушения, поскольку в необходимом размере уплата фиксированного авансового платежа не произведена. Незначительность неуплаченной суммы не имеет правового значения, поскольку обязательное нормативное условие о продлении патента при уплате фиксированного авансового платежа Эгамбердиевым Д.А. не соблюдено, срок действия патента не продлен, с 18 февраля 2019 года у Эгамбердиева Д.А. надлежащий документ, подтверждающий право на пребывание в Российской Федерации, уже отсутствовал.
Допущенное иностранным гражданином Эгамбердиевым Д.А. нарушение обоснованно квалифицировано по части 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Эгамбердиева Д.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Эгамбердиева Д.А. в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны необходимые сведения. Права разъяснены, копия протокола вручена. При составлении протокола Эгамбердиев Д.А. указал, что русским языком владеет, в переводчике не нуждается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Дело рассмотрено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При назначении наказания требования закона соблюдены. Наказание Эгамбердиеву Д.А. в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует положениям статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает право на уважение личной и семейной жизни не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, не соответствует необходимому балансу частных и публичных интересов, повлечь отмену постановления не могут.
Защищаемое законом право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Предоставленное иностранным гражданам право не препятствуют государству контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в том числе при соблюдении ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в настоящем случае имеющиеся доказательства не свидетельствуют о необоснованном и несоразмерном вмешательстве в личные и семейные правоотношения.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела Эгамбердиев Д.А. сообщил о проживании на территории Российской Федерации его брата, являющегося гражданином Российской Федерации, сведений о проживании на территории Российской Федерации иных родственников граждан Российской Федерации не сообщил, хотя имел такую возможность. Из содержания постановления следует, что при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения судьей учтен характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства, касающиеся личности Эгамбердиева Д.А. (отсутствие у Эгамбердиева Д.А. законных оснований для проживания в Российской Федерации, отсутствие супруги и детей, являющихся гражданами Российской Федерации, а также легального источника доходов). Указание в тексте постановления об отсутствии близких родственников с конкретным указанием на то, о каких близких родственниках идет речь (супруга и дети, то есть лица, которые могут находиться в зависимости от самого Эгамбердиева Д.А.) не свидетельствует о том, что факт наличия на территории Российской Федерации брата судьей не оценивался. Вопреки доводам жалобы указанные обстоятельства приняты во внимание при назначении наказания, в постановлении прямо отмечено, что данное обстоятельство не освобождает иностранного гражданина Эгамбердиева Д.А. от соблюдения требований законов Российской Федерации, а также от ответственности за их неисполнение.
В связи с характером совершенного административного правонарушения, а также полученными (в том числе от самого Эгамбердиева Д.А.) на момент рассмотрения дела сведениями о личности, судья пришел к обоснованному выводу о необходимости назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения в соответствии с санкцией части 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для изменения постановления. Само по себе наличие в настоящее время у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является безусловным основанием невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы. Наличие брата гражданина Российской Федерации принято во внимание и оценено, сведений о наличии иных родственниках Эгамбердиев Д.А. не сообщил. Обстоятельства оформления патента, предшествующей уплаты авансовых платежей, надлежащей постановки на миграционный учет, отсутствия отягчающих обстоятельств, наличия близких родственников граждан Российской Федерации (в том числе с учетом последующего приобретения гражданства матерью Эгамбердиева Д.А.), субъективное мнение о незначительности нарушения - не свидетельствуют о необоснованности наказания в виде административного выдворения по причине несоразмерного ограничении права Эгамбердиева Д.А. на уважение семейной жизни.
Оснований для отмены постановления либо изменения в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не усматривается. Кроме того, каких-либо препятствий в реализации права на семейную жизнь (путем встреч между родственниками, общения, посещения, совместного проживания, оказания помощи и социальной поддержки) в стране гражданской принадлежности Эгамбердиева Д.А. либо в иной стране за пределами Российской Федерации не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эгамбердиева Джахонгира Аскаровича оставить без изменения, жалобу Эгамбердиева Джахонгира Аскаровича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.