Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Мехтиева Ильгара Шахгусейн оглы на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сургутского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 июля 2021 года, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мехтиева Ильгара Шахгусейн оглы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Сургутского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2022 года, Мехтиев И.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права осуществлять охоты на срок один год.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Мехтиев И.Ш. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 209-ФЗ) под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Из положений статьи 57 Федерального закона N 209-ФЗ следует, что лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Частями 1 и 3 статьи 23 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты. Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно пункту 4 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477, к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, за исключением случаев нахождения в охотничьих угодьях с охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора и производственных охотничьих инспекторов при осуществлении производственного охотничьего контроля.
Из положений пунктов 5.1, 5.2.3, 5.3 Правил охоты следует, что при осуществлении охоты физические лица обязаны соблюдать настоящие Правила, а также виды разрешенной охоты и ограничения охоты, указанные в части 1 статьи 22 Федерального закона об охоте, определяемые высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона об охоте; обязаны в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в соответствии с порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным на основании части 5 статьи 31 Федерального закона об охоте; обязаны по требованию должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего надзора, а также государственных учреждений, находящихся в их ведении, и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать им для проверки документы, указанные в пункте 5.2 настоящих Правил, а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства.
Частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием, влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Из материалов дела следует, что Мехтиеву И.Ш. вменено в вину, что 21 мая 2021 года в 16 часов 00 минут на берегу безымянного озера около 108 км на юго-запад от д. Русскинская Сургутского района на территории общедоступных охотничьих угодий Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры он, осуществляя охоту, в нарушение пунктов 4, 5.1, 5.2.3 и 5.3 Правил охоты, не предъявил по требованию уполномоченного должностного лица, осуществляющего охотничий надзор, разрешение на добычу охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Мехтиева И.Ш. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности.
Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи о виновности Мехтиева И.Ш. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мехтиев И.Ш. в своей жалобе приводит доводы о том, что его действия неправильно квалифицированы, с учетом предъявления имевшихся документов, отсутствия умысла, незначительного удаления от места, на территории которого у него имелось действовавшее разрешение на охоту.
Данные доводы заслуживают внимания.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в непредъявлении по требованию соответствующего должностного лица охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием.
В настоящем случае Мехтиевым И.Ш. был предъявлен охотничий билет, разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, разрешение на добычу охотничьих ресурсов N "данные изъяты" на добычу птиц в общедоступных охотничьих угодьях Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенных южнее 65 градусов северной широты.
В тоже время, указанное разрешение было выдано на добычу птиц в охотничьих угодьях Ямало-Ненецкого автономного округа, тогда как Мехтиев И.Ш. находился в смежных общедоступных охотничьих угодьях Сургутского района ХМАО-Югры, граница которых на местности не обозначена, что указывает на нарушение им Правил охоты.
При таких обстоятельствах действия Мехтиева И.Ш. подлежат переквалификации на часть 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переквалификация действий Мехтиева И.Ш. согласуется с требованиями пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку административные правонарушения, предусмотренные частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, при этом положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не ухудшится.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сургутского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 июля 2021 года, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2022 года, вынесенные в отношении Мехтиева И.Ш, подлежат изменению.
С учетом характера совершенного правонарушения, личности Мехтиева И.Ш, иных обстоятельств, имеющих значение при назначении наказания, а также санкции части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (допускающей назначение наказание в виде лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет), полагаю, что уже назначенное административное наказание в виде лишения права осуществлять охоту на указанный срок и после переквалификации действий Мехтиева И.Ш. является справедливым, в полной мере отвечающим цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений, в связи с чем оснований для изменения судебных актов в части назначенного наказания не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сургутского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 июля 2021 года, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мехтиева Ильгара Шахгусейн оглы изменить, переквалифицировать действия Мехтиева Ильгара Шахгусейн оглы с части 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 3 Сургутского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 июля 2021 года, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2022 года оставить без изменения, жалобу Мехтиева Ильгара Шахгусейн оглы - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.