Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Салехарда в интересах Кошмак Людмилы Григорьевны и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования город Салехард в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома, возложении обязанности установить новый срок расселения и сноса многоквартирного дома, по кассационной жалобе администрации муниципального образования город Салехард на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, объяснения прокурора Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Кустикова А.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Салехарда в интересах Кошмак Л.Г. и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Салехард, в котором просил признать незаконным распоряжения администрации муниципального образования город Салехард от 5 марта 2020 г. N205-р (с изменениями от 14 августа 2021 г. N792-р и от 15 ноября 2021 г. N945-р) в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты", до 31 декабря 2025 г.; обязать администрацию МО г. Салехард, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда установить срок для расселения и сноса указанного многоквартирного дома в период 2022 г..
В обоснование иска указано, что распоряжением администрации город Салехарда от 5 марта 2020 г. N205-р многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты", признан аварийным и подлежащим сносу, срок его расселения установлен до 31 декабря 2026 г... В муниципальные и региональные программы по ремонту жилой дом не включен. В рамках проводимого в 2020 году ООО "ЕГУК" мониторинга технического состояния многоквартирного дома выявлены многочисленные трещины и разломы в стенах и на потолке, искривление конструктивных элементов, изменение горизонтальной линии пола и проч. 6 ноября 2020 г. управляющей организацией ответчику направлена информация о необходимости проведения поддерживающих мероприятий, однако мер по расселению жильцов до настоящего времени не принято. В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Салехарда совместно с Департаментом государственного жилищного надзора ЯНАО и ГКУ ЯНАО "Ямалтехэнергоконтроль", установлено, что имеет место искривление горизонтальных и вертикальных линий профиля здания и иные деформации, гниение бруса наружных стен, потеря устойчивости межэтажных перекрытий. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда ЯНАО от 8 апреля 2021 г. отменено решение Салехардского городского суда от 24 января 2021 г, постановлено новое решение, которым на Администрацию МО г. Салехард возложена обязанность установить разумный срок расселения жилого дома. Во исполнение решения суда распоряжением Администрации г. Салехард от 14 сентября 2021 г. N 792-р срок отселения жилого дома сокращен на 9 месяцев и установлен до 31 марта 2026 г... На данное распоряжение прокурором г. Салехард принесен протест, после чего распоряжением от 15 ноября 2021 г. N 945-р срок отселения жилого дома установлен до 31 декабря 2025 г... Однако и данный срок, с учетом аварийного состояния жилого дома, не является разумным.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2022 г, иск удовлетворен частично, признано незаконным распоряжение администрации МО г. Салехард от 5 марта 2020 г. N205-р (с изменениями от 14 августа 2021 г. N792-р и от 15 ноября 2021 г. N945-р) в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты", до 31 декабря 2025 г.; на администрацию МО г. Салехард возложена обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда установить срок для расселения и сноса указанного многоквартирного дома в период 2023 г..
В кассационной жалобе Администрацией муниципального образования город Салехард ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом N "данные изъяты" находится в крайне аварийном состоянии. Заключением межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 07 февраля 2019 г. N 790 жилой дом N "данные изъяты" Ямало-Ненецкого автономного округа признан аварийным и подлежащим сносу (том 1, л.д. 12 -13).
Определением Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2021 г. апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 апреля 2021 г. оставлено без изменения (том 1, л.д. 157 - 160).
Распоряжением Администрации г. Салехард от 05 марта 2020 г. N 205-р "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" срок отселения жильцов многоквартирного жилого дома установлен до 31 декабря 2026 г. (том 1, л.д. 10 - 11).
Во исполнение решения суда распоряжением Администрации г. Салехард от 14 сентября 2021 г. N 792-р в распоряжение Администрации г. Салехард от 05 марта 2020 г. N 205-р внесены изменения в части срока отселения жильцов многоквартирного жилого дома, который установлен до 31 марта 2026 г. (том 1, л.д. 161).
Заместителем прокурора г. Салехард Панкратьевым Р.А. принесен протест на распоряжение Администрации г. Салехард от 14 сентября 2021 г. N 792-р (том 1, л.д. 164 - 165), после чего распоряжением Администрации г. Салехард от 15 ноября 2021 г. N 945-р в распоряжение Администрации г. Салехард от 05 марта 2020 г. N 205-р внесены изменения в части срока отселения жильцов многоквартирного жилого дома, который установлен до 31 декабря 2025 г. (том 1, л.д. 165).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, указав, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, суд апелляционной инстанции признав, что аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного домаN "данные изъяты", представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем установленный администрацией муниципального образования город Салехард срок отселения из указанного дома граждан не отвечает требованиям разумности, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в данной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Учитывая аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты" - представляет опасность для проживания в нем граждан суды пришли к верному выводу, что установленный Администрацией г. Салехард срок отселения из указанного дома граждан до 31 декабря 2025 г. не отвечает требованиям разумности, является недопустимым при существующей угрозе обрушения дома, реальной угрозе жизни и здоровья граждан.
По указанным основаниям, учитывая установленные судами фактические обстоятельства, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Полномочия по принятию решения об установлении срока расселения жильцов аварийного многоквартирного дома, предоставленные вышеприведенными законами органам муниципальной власти, должны реализовываться в соответствии с требованиями разумности, и не могут осуществляться произвольно.
Между тем, судами достоверно установлено, что с 2020 г. имеются сведения об исчерпании несущей способности и эксплуатационных характеристик спорного многоквартирного дома, в связи с чем существует опасность обрушения, вместе с тем, мер к сохранности состояния дома ответчиком до обращения прокурора в суд предпринято не было.
Доводы жалобы о невозможности разрешения в исковом производстве требований о признании решения органа муниципальной власти незаконным являются ошибочными, поскольку наряду с указанным требованием, истцом также заявлено было требование о возложении обязанности на ответчика установить иную дату расселения жильцов дома, что исключает разрешение требований в порядке административного судопроизводства (ч. 1 ст. 16.1 Кодекса административного производства Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку достаточности и достоверности доказательств, вследствие чего не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Салехард - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.