Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Русакова А.Е.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Стойко С.Б. по доверенности Шармоянца А.Н. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 7 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Стойко С.Б. к администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе администрации сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чуче О.М. об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Стойко С.Б. обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать отказ администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее - администрация) от 13 апреля 2021 года в завершении оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" (далее - спорный объект, спорный земельный участок), для индивидуального жилищного строительства незаконным; признать действующим решение N 509 16-й сессии 5 созыва Пожарского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 12 августа 2007 года; возложить на администрацию обязанность передать в собственность Стойко С.Б. спорный объект для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование административного иска Стойко С.Б. указал, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2020 года по делу N было отменено решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 января 2020 года по административному делу N в части отказа в удовлетворении требований о признании отказа администрации в предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельный участок; на администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление Стойко С.Б. от 20 ноября 2018 года в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Переоформление прав на земельные участки" (далее - Административный регламент). 3 сентября 2020 года Стойко С.Б. обратился в администрацию с заявлением о повторном рассмотрении заявления от 20 ноября 2018 года о предоставлении спорного объекта в собственность в порядке завершении оформления прав, однако постановлением от 13 апреля 2021 года N административному истцу отказано в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность. Данный отказ Стойко С.Б. считает незаконным, в связи с чем обратился в суд с указанным иском.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 7 декабря 2021 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 мая 2022 года, представитель Стойко С.Б. по доверенности Шармоянц А.Н. ставит вопрос об отмене решения Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 7 декабря 2021 года. По мнению заявителя, административное дело не было рассмотрено всесторонне, судами проигнорированы, не исследованы и не получили оценку обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Указывает, что по вине Госкомрегистра не смог поставить земельный участок на кадастровый учет и подать заявление в администрацию. Ссылается на то, что начало правоотношений по реализации права на завершение оформления права на земельный участок было начато 22 сентября 2016 года, однако судами данными обстоятельствам оценка не дана.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, администрация представила ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие ее представителя. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя Стойко С.Б. по доверенности Шармоянца А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, решением 16-й сессии 5 созыва Пожарского сельского совета Симферопольского района АР Крым от 28 августа 2007 года N разрешена гр. Стойко С.Б. разработка проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных построек и сооружений. Пунктом 2 данного решения указано Стойко С.Б. на необходимость предоставить проект отвода на утверждение Пожарского сельского совета.
20 ноября 2018 года Стойко С.Б. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, в порядке завершения оформления прав на земельный участок на основании решения 16-й сессии 5 созыва Пожарского сельского совета Симферопольского района АР Крым от 28 августа 2007 года N
Письмом главы администрации Чуча О.М. от 6 августа 2019 года N Стойко С.Б. уведомлен об отказе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в осуществлении кадастрового учета.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 января 2020 года по делу N в удовлетворении требований Стойко С.Б. к администрации отказано в полном объеме.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2020 года по делу решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 10 января 2020 гола отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Стойко С.Б. удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие администрации по надлежащему рассмотрению заявления Стойко С.Б. от 20 ноября 2018 года. На администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление Стойко С.Б. от 20 ноября 2018 года в соответствии с Административным регламентом. В остальной части административного искового заявления Стойко С.Б. отказано.
3 сентября 2020 года Стойко С.Б. обратился к главе администрации с заявлением о повторном рассмотрении ранее поданного 20 ноября 2018 года заявления о предоставлении земельного участка.
Постановлением администрации от 13 апреля 2021 года N Стойко С.Б. отказано в передаче в собственность бесплатно спорного земельного участка, в связи с предоставлением заявителем решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, предусмотренного частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), утратившего силу по состоянию на 18 марта 2014 года (не исполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до 14 октября 2008 года, утратили свое действие 14 октября 2010 года, согласно пункту 3 раздела второго Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509-VI, а действующими решениями являются решения принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года).
В соответствии с информацией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 июля 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объектах недвижимости - жилом доме и земельном участке, расположенных по адресу: "адрес"
Согласно информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 28 июля 2021 года в архивных материалах, переданных в Государственный комитет по государственной регистрами и кадастру Республики Крым территориальными органами Государственного агентства земельных ресурсов Украины, отсутствует техническая документация на спорный земельный участок.
Исходя из пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений") в соответствии с ЗК РФ, Законом N 6-ФКЗ устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом N 38-ЗРК.
Частью 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК (в редакции закона от 31 июля 2018 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями приведенной статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка возникновение прав на земельный участок осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК (в редакции на момент обращения с заявлением от 20 ноября 2018 года) установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, к числу которых относятся: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ; 2) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Согласно части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК (в редакции на момент принятия постановления от 13 апреля 2021 года) основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном приведенной статьей, являются: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии основания: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об обоснованности отказа Стойко С.Б. в предоставлении в собственность спорного земельного участка ввиду отсутствия у него в соответствии с земельным законодательством права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Также суды не усмотрели оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия, поскольку указанные требования являются фактически дополнительными к главному, оснований для удовлетворения которого не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций, которой дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам жалобы, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего административного дела, были правильно определены и исследованы судом. Выводы суда основаны на нормах материального права, подлежащих применению, доводам административного истца, имеющим правовое значение по данному делу, судом дана правильная оценка, нарушений процессуального законодательства не допущено.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Стойко С.Б. по доверенности Шармоянца А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 25 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.