Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А, судей Сумбаевой А.В, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дораевой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания административное дело УИД N 15OS0000-01-2022-000073-14 по административному исковому заявлению Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 4 августа 2022 года N 26/151-7 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания", по апелляционной жалобе Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания на решение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 августа 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, объяснения представителей Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания Григорьева А.В. и Тарабара М.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания Завацкого А.А, заключение старшего прокурора Третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И, полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания (далее также - ЦИК РСО-Алания, избирательная комиссия) от 17 июня 2022 года N 13/80-7, опубликованным в газете "Северная Осетия" от 22 июня 2022 года N 108 (28545), на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва.
Постановлением ЦИК РСО-Алания от 8 июля 2022 года N18/111-7 заверен список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания (далее также - избирательное объединение) по единому республиканскому избирательному округу.
Постановлением ЦИК РСО-Алания от 4 августа 2022 года N 26/151-7 (далее также - постановление от 4 августа 2022 года N 26/151-7) (пунктом 2) отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания, на основании подпунктов "в", "в.1", "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ) - наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен; выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов. Аналогичные основания для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты содержатся в пунктах 12, 13, 14 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года N 69-РЗ "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания" (далее также - Закон от 29 декабря 2006 года N 69-РЗ).
Принимая постановление об отказе в регистрации списка кандидатов избирательного объединения, избирательная комиссия сослалась на нарушение запрета сбора подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи, содержащегося в пункте 6 статьи 37, подпункте "к" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункте 9 части 9 статьи 41 Закона от 29 декабря 2006 года N 69-РЗ.
Избирательное объединение обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом дополнений к иску от 13 августа 2022 года, о признании незаконным постановления ЦИК РСО-Алания от 4 августа 2022 года N 26/151-7 в части отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания, возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания.
В обоснование заявленных требований избирательное объединение указало, что у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для признания собранных 18, 19 и 20 июля 2022 года в помещении офиса избирательного объединения по адресу: г. Владикавказ, ул. Максима Горького 14, в количестве 319 подписей недействительными, поскольку рабочей группой проверка представленных подписей после составления итогового протокола проверки подписных листов проведена с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ, Постановления ЦИК России от 19 июня 2021 года N 9/75-8 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов на выборах, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации), регламентирующих порядок проведения проверок подписных листов, составлению ведомостей проверки и итогового протокола, а именно, на основании не вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка N17 Ленинского судебного района г. Владикавказа от 4 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.47 КоАП РФ в отношении руководителя избирательного объединения ФИО10, при недоказанности факта сбора подписей в указанное время и в предполагаемом месте, с нарушением порядка проверки подписных листов, фактически являющейся повторной, что не допускается законодательством.
Решением Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе избирательное объединение ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, выразившихся в ошибочной оценке доказательств, которыми, вопреки выводам суда первой инстанции, не подтверждается факт сбора подписей в помещении Почты России в период с 18 по 20 июля 2020 года, не установлена взаимосвязь между привлечением к административной ответственности председателя регионального отделения и сбором подписей сборщиками подписей избирательного объединения, не доказан факт получения пенсий и социальных выплат в указанные даты в помещении почтового отделения N 40, подтверждается факт наличия перегородок между помещениями почты и избирательного объединения, что следует из технического плана помещения и заключения строительно-технической экспертизы N N от ДД.ММ.ГГГГ года об исследовании спорных помещений. Судом дана неверная оценка процессуальной правильности принятия оспариваемого постановления ЦИК РСО-Алания, основанного и повторяющего текст на тот момент не вступившего в законную силу и не изготовленного в полном объеме постановления мирового судьи судебного участка N17 Ленинского судебного района г. Владикавказа от 4 августа 2022 года, действиям избирательной комиссии по повторной проверке подписных листов после принятия итогового протокола проверки подписей.
Участвовавшим в деле прокурором и ЦИК РСО-Алания поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, письменное заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не находит.
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых, в том числе, относятся: наличие среди подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "в"); если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "в.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Указанная правовая норма носит императивный характер, ее применение не зависит от усмотрения избирательной комиссии, кандидата или сборщика подписей.
Основания для признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит, в том числе, подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 названного Закона (подпункт "к").
Приведенные правовые нормы нашли свое отражение в пункте 3.2.3.7 Методических рекомендаций, в абзаце третьем которого также указано, что соответствующая подпись признается недействительной на основании официальных документов соответствующих органов.
Аналогичные основания отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены пунктом 9 части 9 статьи 41, частью 3 статьи 37.2, пунктами 12, 13, 14 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции мотивировал свое решение тем, что у избирательной комиссии имелись правовые основания для признания 13, 5 % подписей от числа представленных для регистрации списка кандидатов недействительными, поскольку в судебном заседании установлено и подтверждено имеющимися доказательствами, что сбор подписей избирателей в количестве 319 штук был осуществлен 18, 19 и 20 июля 2022 года в месте выдачи пенсий, пособий, иных социальных выплат в нарушение запрета, установленного в пункте 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ. При этом суд не усмотрел нарушений закона в ходе проверки данных подписей избирателей и принятия постановления от 4 августа 2022 года N 26/151-7 об отказе в регистрации.
С такими выводами надлежит согласиться в силу следующего.
В соответствии с постановлением ЦИК РСО-Алания от 17 июня 2022 года N 13/81-7 для регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением на выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, необходимо 2 592 подписей избирателей, количество подписей, которое может быть собрано с использованием федеральной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), составляет 1 296 подписей, максимальное количество подписей избирателей, предоставляемых в избирательную комиссию - 2 851 подпись.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 26 июля 2022 года уполномоченным представителем избирательного объединения для регистрации списка кандидатов представлен необходимый пакет документов, включающий подписные листы, содержащие 1 526 подписей избирателей и 1 296 подписей избирателей, собранных через ЕПГУ.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов избирательного объединения, составленному рабочей группой 1 августа 2022 года и представленному в избирательную комиссию, признаны недействительными 64 подписи избирателей (2, 26% от общего количества подписей, представленных для проверки) в связи с нарушениями порядка заверения подписных листов, неполноты указания данных избирателей. Факт признания данных подписей недействительными избирательным объединением не оспаривается.
Как видно из содержания постановления от 4 августа 2022 года N 26/151-7, в нем отражены внесенные в итоговый протокол проверки подписных листов от 1 августа 2022 года данные о количестве представленных избирательным объединением подписей (1 526 подписей избирателей и 1 296 подписей избирателей, собранных через ЕПГУ), количество проверенных (все представленные подписи), количество признанных недостоверными до составления итогового протокола - 64 подписи избирателей - в связи с нарушениями порядка заверения подписных листов, неполноты указания данных избирателей, и после составления итогового протокола - 319 подписи избирателей (203 подписи, проставленные в подписных листах 18 июля 2022 года, 105 подписей, проставленных в подписных листах 19 июля 2022 года, 11 подписей, проставленных в подписных листах 20 июля 2022 года) - в связи с нарушением порядка их сбора (в месте выдачи пенсий, пособий, иных социальных выплат), установленного на основании сведений, полученных из официальных документов уполномоченных органов, а также итоговое количество подписей, признанных недействительными - 383 подписи избирателей (13, 5% от числа представленных подписей).
Суд первой инстанции, изучив в судебном заседании подписные листы за 18, 19 и 20 июля 2022 года, подтверждающие указанные даты и количество подписей, обращение гражданина ФИО11, поступившее 19 июля 2022 года в ЦИК РСО-Алания и содержащее просьбу дать разъяснения по факту сбора подписей в офисе регионального объединения "ПАРТИЯ ДЕЛА" по адресу: г..Владикавказ, ул. Максима Горького, 14, договор N N от ДД.ММ.ГГГГ года между ООО " "данные изъяты"" (арендодатель) и данным избирательным объединением (арендатор) о передаче в аренду нежилых помещений по адресу: г..Владикавказ, ул. Максима Горького, 14 на срок с 25 мая 2022 года по 15 сентября 2922 года, информацию Врио Министра внутренних дел РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ года за исх. N N о выявленном по результатам проверки факте сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания в запрещенном месте - в помещении, расположенном рядом с отделением Почты России, осуществляющей выдачу пенсий, пособий, иных социальных выплат по адресу: г..Владикавказ, ул.
Максима Горького, 14, и составленном в связи с этим протоколом об административном правонарушении по статье 5.47 КоАП РФ и направленном на рассмотрение мировому судье, письма управляющего Отделением ПФР по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ года за исх. N N и заместителя Министра труда и социального развития РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ года за исх. N о количестве получателей пенсий, пособий и социальных выплат в отделении почтовой связи N 40 г..Владикавказа и датах их выдачи, постановление мирового судьи судебного участка N17 Ленинского судебного района г..Владикавказа от 4 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.47 КоАП РФ в отношении руководителя избирательного объединения ФИО12, обоснованно признал установленным факт нарушения избирательным объединением порядка сбора подписей избирателей, осуществленного 18, 19 и 20 июля 2022 года в месте выдачи пенсий, пособий, иных социальных выплат по адресу: г..Владикавказ, ул. Максима Горького, 14, где расположено здание с находящимися в нем помещениями офиса избирательного объединения и отделения почтовой связи N 40 г..Владикавказа Почты России, и пришел к правильному выводу о соблюдении требований закона при принятии постановления ЦИК РСО-Алания от 4 августа 2022 года N 26/151-7, о наличии основания для отказа административному истцу в регистрации списка кандидатов депутаты, содержащихся в подпунктах "в", "в.1", "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктах 12, 13, 14 части 10 статьи 42 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ.
Соглашаясь с судом первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что официальные документы, поступившие из Министерства внутренних дел РСО-Алания, Министерства труда и социального развития РСО-Алания, Отделения ПФР по РСО-Алания и послужившие основанием для признания 319 подписей избирателей недействительными, получены ЦИК РСО-Алания в соответствии с требованиями пунктов 3, 4, 5, 19 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ, которыми предусмотрено, что избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы, вправе, в том числе в связи с поступившими обращениями, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. В свою очередь, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий.
Следует отметить, что законодательством о выборах не установлен закрытый перечень документов, на основании которых подписи избирателей в подписных листах признаются недействительными.
Верно установив фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основе анализа представленных доказательств в их совокупности, приняв во внимание положения статьи 18 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи", части 13 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Приказа Минтруда России от 5 августа 2021 года N 545н "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", договора от 31 декабря 2014 года N 101 "О порядке взаимодействия между ФГУП "Почта России" и отделением ПФР по РСО-Алания при доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации", заключенным между ОПФР по РСО-Алания и УФПС АО "Почта России", приняв во внимание тот факт, что помещения отделения почтовой связи N 40 г. Владикавказа Почты России и офиса избирательного объединения находятся в одном здании, на одном этаже, в непосредственной близости друг к другу, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что сбор 319 подписей избирателей произведен 18, 19 и 20 июля 2022 года в месте осуществления выдачи пенсий, пособий, иных социальных выплат, где в силу императивного указания пункта 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается сбор подписей избирателей.
Содержащееся в пункте 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2012 года N 252-О-О, является отражением конституционного принципа свободных выборов, одной из гарантий которых служит запрет на оказание в любой форме давления на избирателей в целях их принуждения к совершению тех или иных юридически значимых действий в рамках избирательных процедур.
Судебная коллегия полагает, что установленные по делу фактические обстоятельства и имеющиеся в их подтверждение доказательства в их совокупности позволяли ЦИК РСО-Алания, с чем согласился суд первой инстанции, сделать вывод о том, что в данном конкретном случае процесс сбора признанных недействительными подписей не позволял в полной мере обеспечить соблюдение конституционного принципа свободных выборов и гарантию исключения влияния на волеизъявление избирателей в рамках данной избирательной процедуры, учитывая императивный характер введенного законодателем ограничения.
При этом, по смыслу приведенных правовых норм законодатель связывает правовые последствия незаконности такого сбора подписей с местом выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, и не указывает, что такими местами не могут являться, как в нашем случае, обособленные помещения в одном здании, на одном этаже.
Доказательств сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в иных местах в указанные дни в материалах дела не имеется и избирательным объединением не представлено.
Ссылки апеллянта на необходимость установления конкретных фактов получения зарегистрированными и постоянно проживающими на территории Северной Осетии гражданами пенсий и иных выплат в спорный период времени в помещении отделения почтовой связи N 40, учитывая наличие в распоряжении избирательной комиссии сведений о количестве получателей пенсий и социальных пособий в данном отделении почтовой связи (1486 человек) и датах их выплаты (ежемесячно с 3 по 22 число включительно), равно как и на заключение строительно-технической экспертизы N N от ДД.ММ.ГГГГ года с приложенными фотоматериалами, из которых усматривается, что арендуемые избирательным объединением по спорному адресу помещения находятся в одном здании и на одном этаже с почтовым отделением, являются обособленными, имеют основной и резервный вход-выход, не основаны на приведенных правовых нормах и не опровергают правильности выводов суда первой инстанции о наличии у ЦИК РСО-Алания законных оснований для признания подписных листов за 18, 19 и 20 июля 2022 года недействительными, повлекшими отказ в регистрации списка кандидатов в депутаты, при том, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, ставящие под сомнение данные выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности принятия ЦИК РСО-Алания в качестве доказательства факта сбора подписей в запрещенном месте не вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района г. Владикавказа от 4 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.47 КоАП РФ в отношении руководителя избирательного объединения, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку обстоятельства сбора подписей в указанных месте и времени подтверждены иными официальными документами, поступившими в распоряжение ЦИК РСО-Алания до вынесения постановления об отказе в регистрации списка кандидатов и получившими надлежащую правовую оценку сначала избирательной комиссии, затем суда первой инстанции. Следует отметить, что установление факта сбора подписей избирателей в запрещенном месте влечет отдельные меры ответственности - административную в виде привлечение виновного лица к ответственности по статье 5.47 КоАП РФ, и конституционно-правовую в виде признания подписей, собранных с нарушением закона, недействительными и отказа в регистрации списка кандидатов, являющуюся формой ограничений в избирательном процессе к порядку сбора подписей, направленных на исключение какого-либо воздействия на личное предпочтение избирателей, участников референдума в поддержке выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума или в отказе в такой поддержке, при этом признание подписей недействительными по такому основанию не ставится в зависимость от доказанности виновности граждан, должностных и юридических лиц, установленной в порядке КоАП РФ.
Более того, из постановления от 4 августа 2022 года N 26/151-7 следует, что основанием для отказа в регистрации списка кандидатов явилась не вина руководителя регионального отделения избирательного объединения в совершении вмененного ему правонарушения, а признание недействительными подписей, собранных с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и части 3 статьи 37.2 Закона Республики Северная Осетия-Алания N 69-РЗ.
Пункт 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 7 Порядка приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва и иных связанных с ними документов, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 17 июня 2022 года N 13/82-7, устанавливают требования, в том числе, к процедуре оформления результатов проверки подписных листов - составление ведомостей проверки подписных листов, итогового протокола, пункт 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ также определяет дальнейшую судьбу протокола и его копий, приводит основание для повторной проверки подписных листов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Учитывая изложенное, доводы апеллянта о нарушении порядка проверки подписных листов, явившейся, по его мнению, повторной, подлежат отклонению, как основанные на неверном понимании приведенных выше правовых норм, по смыслу которых создание рабочей группы направлено на оптимизацию приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, окончательное решение о признании подписи избирателя недействительной или недостоверной принимается исключительно избирательной комиссией, рассматривающей вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов в депутаты, а не осуществляющей повторную проверку подписных листов, которой, как это следует из содержания пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, признается проверка после принятия комиссией решения об отказе регистрации кандидата, списка кандидатов в депутаты и в пределах подписей, подлежавших проверке.
Данных, указывающих на проведение повторной проверки подписных листов после принятия комиссией решения об отказе регистрации списка кандидатов в депутаты, не имеется.
Предоставление в избирательную комиссию для регистрации кандидата недостаточного количества достоверных подписей избирателей, наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки являются безусловным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 КАС РФ, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Республике Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.