Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные 22 августа
2022 года и 2 сентября 2022 года кассационную жалобу избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - ОООПП "КПРФ") и кассационное представление прокуратуры Оренбургской области на решение Медногорского городского суда Оренбургской области
от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа
2022 года по административному делу N 2а-483/2022 по административному исковому заявлению ОООПП "КПРФ" к территориальной избирательной комиссии города Медногорска (далее - ТИК города Медногорска) и избирательной комиссии Оренбургской области об оспаривании решений избирательных комиссий.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителей ТИК города Медногорска Кучинской Э.В. и избирательной комиссии Оренбургской области
Ивановой Н.С, полагавших судебные акты законными и обоснованными, объяснения представителей ОООПП "КПРФ" Бадашевой А.Г. и
Селезнева А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Медногорского городского совета от 21 июня 2022 года N 182 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14.
Решением ТИК города Медногорска от 23 июня 2022 года N 33/80-5 утвержден режим работы комиссии в период подготовки и проведения выборов, назначенных на единый день голосования 11 сентября 2022 года на территории города Медногорска (л.д. 88, 89).
Административным истцом в адрес ТИК города Медногорска 18 июля 2022 года в 20 часов 03 минуты посредством электронной почты направлено извещение о том, что 22 июля 2022 года в 11 часов 00 минут состоится заседание Бюро ОООПП "КПРФ" по выдвижению кандидатов в рамках вышеназванных выборов (л.д. 93).
Данное извещение получено административным ответчиком 19 июля 2022 года в часы работы комиссии и зарегистрировано за N 212 в 13 часов
00 минут. Кроме того, 21 июля 2022 года административным ответчиком получено аналогичное извещение, направленное почтовым отправлением
(л.д. 94, 95).
22 июля 2022 года ОООПП "КПРФ" в ТИК города Медногорска представлен в рамках названных выше выборов список кандидатов в депутаты.
24 июля 2022 года ТИК города Медногорска вынесено решение
N 36/104-5 "Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования город Медногорск по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутых избирательным объединением "Оренбургское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации" при проведении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14" (л.д. 15-17).
Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области
от 29 июля 2022 года N 68/459-7 в удовлетворении жалобы административного истца на вышеназванное решение отказано (л.д. 111-114).
Не согласившись с принятыми решениями избирательных комиссий, ОООПП "КПРФ" оспорило их в судебном порядке.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области
от 4 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах и представлении административный истец и прокурор просят об отмене судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела. Заявители не соглашаются с выводами судебных инстанций о правомерности оспариваемых решения и постановления, полагая, что процедура извещения территориальной избирательной комиссии административным истцом была соблюдена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что что избирательным объединением не соблюден предусмотренный подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) порядок, поскольку извещение было направлено избирательным объединением 18 июля 2022 года в 20 часов 03 минуту по окончании рабочего дня территориальной избирательной комиссии, а регистрация этого документа была осуществлена только на следующий день - 19 июля 2022 года, то есть территориальная избирательна комиссия была извещена о мероприятиях, связанных с выдвижением избирательным объединением своих кандидатов, менее чем за три дня до наступления юридически значимого события.
Однако судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона
от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 данной статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 поименованной статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", названным Федеральным законом.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ определено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Как следует из материалов административного дела, административным истцом в адрес ТИК города Медногорска 18 июля 2022 года в 20 часов 03 минуты посредством электронной почты направлено извещение о том, что 22 июля 2022 года в 11 часов 00 минут местного времени состоится заседание Бюро ОООПП "КПРФ" по выдвижению кандидатов в рамках вышеназванных выборов.
Факт направления данного извещения и поступления его на официальную электронную почту соответствующей территориальной избирательной комиссии 18 июля 2022 года установлен судами при рассмотрении административного дела.
Следовательно, материалами дела с достоверностью подтверждается выполнение региональным отделением политической партии приведенных предписаний об обязательном извещении о проведении мероприятий (конференции) по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления.
Факт регистрации указанного извещения ТИК города Медногорска на следующий день 19 июля 2022 года в данном случае правового значения не имеет, поскольку цели, предусмотренные пунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ и направленные на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на указанном мероприятии для контроля за соблюдением закона и Устава партии при выдвижении списка кандидатов, были достигнуты. Как следует из материалов дела, в мероприятии по выдвижению избирательным объединением кандидатов принимали участие члены избирательной комиссии Оренбургской области.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О
"По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений части 5 статьи 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", соблюдение прав и законных интересов отдельных кандидатов, исключенных из соответствующего списка, обеспечивается возможностью обжаловать такое решение в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (статья 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), который при рассмотрении дела обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Неправильное применение судами норм материального права, несоблюдение руководящих разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, что заключалось лишь в установлении формальных условий применения положений избирательного законодательства, без учета юридически значимых фактических обстоятельств дела, привело к судебным ошибкам, исправление которых возможно только путем отмены обжалуемых судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административного иска о признании незаконными и отмене оспариваемых решений.
В качестве способа восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на ТИК города Медногорска обязанность по заверению списка кандидатов в депутаты указанного выше представительного органа, выдвинутых ОООПП "КПРФ", поскольку какие-либо иные основания, кроме указанных в оспариваемом решении, препятствовавших заверению названного списка, административным ответчиком не установлены.
Также судебная коллегия полагает необходимым обратить настоящее кассационное определение к немедленному исполнению для целей скорейшего восстановления нарушенных прав административного истца.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Медногорского городского суда Оренбургской области
от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа
2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконными и отменить решение территориальной комиссии муниципального образования город Медногорск Оренбургской области от 24 июля 2022 года N 36/104-5 об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования город Медногорск по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутых избирательным объединением "Оренбургское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации" при проведении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, а также постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 29 июля 2022 года N 68/459-7, принятое по жалобе Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение территориальной комиссии муниципального образования город Медногорск Оренбургской области
от 24 июля 2022 года N 36/104-5.
Возложить на территориальную избирательную комиссию муниципального образования город Медногорск Оренбургской области обязанность заверить список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 14, выдвинутых избирательным объединением "Оренбургское областное отделение Коммунистическая партия Российской Федерации" при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования город Медногорск Оренбургской области.
Настоящее кассационное определение подлежит немедленному исполнению.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 сентября
2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.