Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гунашевой Аминат Алиевны, Турулаева Митара Адиловича, Магомедова Амина Муртазалиевича, Маматханова Маматхана Мамадалиевича, Абдулаева Усмана Байлулаевича к Правительству Республики Дагестан об обязании обеспечить жильем
по кассационной жалобе Гунашовой Аминат Алиевны, Турулаева Митара Адиловича, Магомедова Амина Муртазалиевича, Маматханова Маматхана Мамадалиевича, Абдулаева Усмана Байлулаевича на решение Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 4 октября 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 марта 2022 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя Гунашовой А.А, Турулаева М.А, Магомедова А.М, Маматханова М.М, Абдулаева У.Б.- Шейхова А.А, действующего на основании ордера от 16 августа 2022 года поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО10, Гунашева А.А, Турулаев М.А, Магомедов А.М, Маматханов М. М, Абдулаев У. Б. обратились в суд с иском к Правительству Республики Дагестан, об обязании обеспечить их с учетом состава семьи пригодным для проживания благоустроенным жильем площадью, соответствующей установленным в Республике Дагестан нормативом.
Решением Советского районного суда г. Махачкала от 4 октября 2021 в удовлетворении иска Гунашевой А.А, Турулаева М.А, Магомедова А.М, Маматханова М.М, Абдулаева У.Б. к Правительству Республики Дагестан об обязании обеспечить жильём, отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 17 марта 2022 года решение Советского районного суда г. Махачкала от 4 октября 2021 года оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителями поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм процессуального права и материального права судом первой и апелляционной инстанции были допущены.
Из материалов дела следует, что в результате ливневых дождей были уничтожены жилые дома истцов, расположенные в Ботлихском районе, и распоряжением Правительства РД от 9 августа 2013 года N 240-р был утверждён реестр граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, в который включены и истцы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил и того, что обеспечение жильём лишившихся в результате указанного стихийного бедствия жилья лиц является обязательством Российской Федерации, а не Республики Дагестан.
Суд первой инстанции принял во внимание то, что Правительство Республики Дагестан обращалось в Правительство Российской Федерации, чтобы выдали 26 государственных жилищных сертификатов для обеспечения жильём пострадавших лиц, в порядке ликвидации последствия указанного стихийного бедствия, в число которых входили и истцы, но в удовлетворении просьбы и в выдаче ГЖС было отказано.
При этом суд первой инстанции сослался на положения абз.2 п.1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995го N 561 " О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" и указал, что жилищные сертификаты, выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку ими неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
В статье 11 названного Федерального закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту "з" статьи 10 Федерального закона N 68 Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительство Российской Федерации постановило утвердить Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций")
Пунктом 30 указанного выше Положения предусмотрено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций: локального характера осуществляется силами и средствами организации; муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера по указанным в данном нормативном акте признакам.
Указом Президента Республики Дагестан от 03 июня 2013г. в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате стихийных гидрометеорологических явлений, имевших место на территории республики 16-19 мая 2013г. введен с 29 мая 2013г. режим чрезвычайной ситуации на территории ряда муниципальных образований, установлен региональный уровень реагирования для органов управления и сил республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 09 августа 2013г. N 240-р утвержден список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, в который, в том числе, включены истцы.
12 августа 2013г. Правительством Республики Дагестан направлена смета-заявка на выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, а именно на проведение неотложных аварийно-спасательных работ на поврежденных объектах, оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества, на погашение государственных жилищных сертификатов на общую сумму 239 170, 7 тыс. руб.
Распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2014г. N 444-р для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий произошедших 16-19 мая 2013г. на территории Республики Дагестан ливневых дождей, сходов селей выделены Правительству Республики Дагестан бюджетные ассигнования в размере 156 0004 тыс. руб, в том числе 34 240 тыс. руб. на оказание гражданам единовременной материальной помощи, 21 600 тыс. руб. на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, и 100 164 тыс. руб. на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах с распределением согласно приложению.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, устанавливающие порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Федеральные органы исполнительной власти при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 110 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0, 5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 7 Правил N 110 обращения, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 110 выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 110 рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 2 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в месячный срок со дня подписания поручения, если в поручении срок не указан.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда (пункт 10 Правил N 110).
Как следует из материалов дела, в связи с недостаточностью собственных средств, Правительство Республики Дагестан письмом от 18.06.2013 г. обратилось в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий стихийных явлений.
В свою очередь МЧС России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.07.2013г. N АХ-П4-5032 рассмотрело обращение Председателя Правительства Республики Дагестан к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу выдачи Правительству Республики Дагестан 26 государственных жилищных сертификатов для выдачи их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате ливневых дождей и сходе селей, прошедших 16-19 мая 2013 г. на территории Республики Дагестан, и по результатам рассмотрения обращения, в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110, направило документы в Минифин России письмом от 16.04.2014 г. N 7-5-1308.
Минфин России рассмотрел представленный МЧС России проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выделении Правительству Республики Дагестан 26 государственных жилищных сертификатов для выдачи их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате ливневых дождей и сходе селей, прошедших 16-19 мая 2013 г. на территории Республики Дагестан, не поддержал предложение МЧС России, возвратил документы и проект распоряжения Правительства Российской Федерации, исходя из того, что недостаточность средств бюджета Республики Дагестан для ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера, произошедшей 16-19 мая 2013 г. на территории республики, которая должна являться основанием предоставления средств резервного фонда бюджету субъекта Российской Федерации не может быть подтверждена.
Положения Закона N 68-ФЗ и приведенные выше положения Правил N 110, с учетом обстоятельств настоящего дела, не дают оснований относить указанные затраты к расходным обязательствам Российской Федерации, недостаточность средств бюджета Республики Дагестан для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации регионального характера, которая может являться основанием для предоставления дополнительно средств резервного фонда бюджету субъекта Российской Федерации, в установленном законом порядке не подтверждена.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что обеспечение жильём лишившихся в результате указанного стихийного бедствия жилья лиц является обязательством Российской Федерации, а не Республики Дагестан, не основаны на законе.
Выводы суда первой инстанции о том, что истцы обращаясь в суд с иском не указали состав семьи, не представили суду документов, подтверждающие право их собственности с указанием площади, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку свидетельствуют о невыполнении судом первой инстанции положений статьи 148 ГПК РФ.
Установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования истца или возражения ответчика либо не содержат иных необходимых данных, судья вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случаях, когда представление таких доказательств для названных лиц затруднительно, по их ходатайству, отвечающему требованиям части 2 статьи 57 ГПК РФ, оказывает содействие в собирании и истребовании от организаций и граждан, в частности, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 57, пункт 9 части 1 статьи 150 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Поименованные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
Допущенные судом нарушения являются значимыми, не могут быть преодолены на стадии кассационного разбирательства и подлежат исправлению только посредством отмены судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установления юридически значимых обстоятельств и при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 4 октября 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 марта 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.