Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аслановой А.М. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2021 г. по административному делу N 2а-3309/2021 по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя к Аслановой А.М. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (далее также - ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Аслановой А.М. о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований инспекция указала, что Асланова А.М. состоит на налоговом учете в период с 14 апреля 2011 г..по 3 декабря 2020 г..была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2017-2019 годы, однако указанная обязанность ответчиком не исполнена, также Асланова А.М. применяла упрощенную систему налогообложения, несвоевременно представила декларацию, в связи с чем налоговым органом произведено начисление пени, вынесенный по заявлению инспекции мировым судьей приказ отменен определением от 14 апреля 2021 г..по возражениям должника.
Просила взыскать с Аслановой А.М. задолженность в размере 100 657, 76 руб, из которых: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год: налог - 23 367, 36 руб, пени - 1 439, 62 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год: налог - 4 582, 81 руб, пени - 280, 55 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год: налог - 26 545 руб, пени - 300, 58 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год: налог - 5 840 руб, пени - 76, 50 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год: налог - 29 354 руб, пени - 73, 88 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год: налог - 6 884 руб, пени - 17, 21 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г..: пени в размере 8, 67 руб.; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходы (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации): пени в размере 888, 08 руб, штраф в размере 1 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23 августа 2021 г, административный иск удовлетворен, с Аслановой А.М. взыскана задолженность на общую сумму 100 657, 76 руб, а также в доход местного бюджета муниципального образования г. Ставрополя взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 23 августа 2021 г. изменено в части взыскания государственной пошлины, с Аслановой А.М. взыскана в бюджет муниципального образования города Ставрополя государственная пошлина в размере 3 213 руб, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 июня 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24 июня 2022 г, Асланова А.М. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, как принятые без учета обстоятельств дела, указывая на то, что налоговым органом пропущены сроки обращения в суд и взыскания платежей, а также неизвещение ее в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги (сборы, страховые взносы).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (пункты 7 и 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Асланова А.М. в период с 14 апреля 2011 г. по 3 декабря 2020 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состояла на налоговом учете в качестве плательщика страховых взносов, также применяла упрощенную систему налогообложения. 2 мая 2017 г. Аслановой А.М. подана налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2016 год, решением налогового органа от 14 декабря 2018 г. N Асланова А.М. привлечена к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 руб, в связи с неуплатой налога в установленные сроки налогоплательщику произведено начисление пени. Направленные в адрес налогоплательщика требования об уплате налога: N по состоянию на 13 января 2020 г, сроком исполнения до 5 февраля 2020 г.; N по состоянию на 22 января 2019 г. сроком исполнения до 20 февраля 2019 г.; N по состоянию на 3 сентября 2018 г. об уплате штрафа в размере 1000 руб, сроком исполнения до 2 октября 2018 г.; N по состоянию на 11 декабря 2018 г. сроком исполнения до 17 января 2019 г.; N по состоянию на 22 ноября 2018 г. сроком исполнения до 21 декабря 2018 г.; N по состоянию на 16 октября 2018 г. сроком исполнения до 14 ноября 2018 г.; N по состоянию на 12 июля 2018 г. сроком исполнения до исполнению в срок до 1 августа 2018 г.; N по состоянию на 12 июля 2018 г. сроком исполнения до 1 августа 2018 г.; N по состоянию на 15 апреля 2018 г. сроком исполнения до 8 мая 2018 г.; N по состоянию на 7 февраля 2018 г. сроком исполнения до 28 февраля 2018 г.; N по состоянию на 5 февраля 2018 г. сроком исполнения до 26 февраля 2018 г.; N по состоянию на 17 августа 2017 г. сроком исполнения до 28 сентября 2017 г, оставлены без исполнения. В связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Аслановой А.М. задолженности по уплате налога.
31 марта 2021 г. мировым судьей судебного участка N 4 Ленинского района г. Ставрополя вынесен судебный приказ о взыскании с Аслановой А.М. задолженности по обязательным платежам, который определением мирового судьи от 14 апреля 2021 г. отменен по возражениям должника.
Разрешая заявленные ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, проверив правильность расчета задолженности, соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры направления требований налогоплательщику о необходимости погашения задолженности, предшествующей обращению в суд, установив, что Асланова А.М, являясь в спорный период индивидуальным предпринимателем, несла обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование, а также применяла специальный режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доход, уменьшенный на величину расхода, свою обязанность по уплате страховых взносов, начисленные налоговым органом пени, штрафа не исполнила, административный иск удовлетворил.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что налоговым органом пропущены сроки обращения в суд, взыскания платежей, были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов. На момент выставления требований не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности, при этом как было правильно установлено судами сроки, определенные в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд налоговый орган не пропустил.
Утверждение в жалобе о нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального закона, выразившихся в ненадлежащем извещении заявителя о дне рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, несостоятельно, поскольку опровергается материалами дела, из которых следует, что судебное извещение в адрес административного ответчика, указанный ею в апелляционной жалобе, было направлено заблаговременно до дня судебного заседания, а именно 22 ноября 2021 г, которое возвращено отделением почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения ("данные изъяты" и подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, кроме того, сведения о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы заявителя были размещены на официальном сайте Ставропольского краевого суда 19 ноября 2021 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 23 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Аслановой А.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.