Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кулешовой Е.В. на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 23 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 г.
по административному делу по административному исковому заявлению Кулешовой Е.В. к Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав Кулешову Е.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулешова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении условий для проживания инвалида-колясочника, и возложении обязанности провести работы по конструктивному изменению оконного проема квартиры на оконно-дверной и оборудованию входной площадки с пандусом за счет средств местного бюджета.
В обоснование требований указано, что Кулешова Е.В. является собственником квартиры по адресу: "адрес", а также инвалидом II группы, в качестве мер реабилитации нуждается в использовании кресла-коляски. Кулешова Е.В. неоднократно обращалась в орган местного самоуправления с заявлениями о доступе в квартиру, принадлежащую ей на праве собственности, в том числе о согласовании пристройки балкона к квартире, о проведении обследования квартиры с целью приспособления с учетом потребности инвалида пристройки балкона (навесного устройства) для обеспечения жизнедеятельности инвалида, а также о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Актами обследования от 6 апреля и от 19 июля 2021 г. Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края признала несоответствие входа и лестничного пролета в подъезде многоквартирного дома, предложив обустройство откидного пандуса, однако по вопросу о возведении отдельной входной группы со стороны улицы никаких мер не принято со ссылкой на необходимость получения согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома на уменьшение общего имущества.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 23 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 апреля 2022 г, требования Кулешовой Е.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кулешовой Е.В, поданной 26 июля 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 августа 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении административного дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
В возражении на кассационную жалобу Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Кулешова Е.В. с 2002 г. является инвалидом II группы, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 4 марта 2021 г. рекомендовано использование кресла-коляски, имеет в собственности квартиру по адресу: "адрес", фактически проживает в доме "адрес".
12 октября 2020 г. Кулешова Е.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о согласовании пристройки балкона к квартире, принадлежащей ей на праве собственности (указав в случае согласования пристройки балкона выполнить все работ за счет заявителя, а в случае отказа в согласовании обратится об улучшении условий проживания инвалида), на которое рекомендовано обратиться в уполномоченное подразделение к главному архитектору за консультацией о порядке выдачи разрешения на пристройку балкона.
15 марта 2021 г. Кулешова Е.В. обратилась с заявлением о проведении обследования квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, с целью приспособления с учетом потребности инвалида пристройки балкона (навесного устройства) для обеспечения жизнедеятельности инвалида. Муниципальной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Изобильненского городского округа Ставропольского края, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения доступности их для инвалидов, в присутствии административного истца проведено обследование жилого помещения с составлением акта от 6 апреля 2021 г, установлено несоответствие жилого помещения требованиям по приспособлению жилого помещения с учетом потребности инвалида, рекомендовано с учетом отсутствия технической возможности оборудования лестничного марта при подъеме на первый этаж стационарным пандусом оборудовать его откидным пандусом, провести работы по перепланировке квартиры с соблюдением требований действующего законодательства.
По жалобе в адрес Губернатора Ставропольского края Кулешовой Е.В, не согласившейся с выводами акта от 6 апреля 2021 г, проведено повторное обследование жилого помещения соответствующей муниципальной межведомственной комиссией с составлением акта от 19 июля 2021 г, согласно которому рекомендовано оборудовать лестничный марш откидным пандусом, а также провести работы по организации второй входной группы с главной фасадной стороны многоквартирного дома путем внесения конструктивного изменения оконного проема на оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом и провести работы по перепланировке квартиры с соблюдением требований действующего законодательства. Копия указанного акта от 19 июля 2021 г. также вручена административному истцу.
На основании указанного Кулешовой Е.В. были поданы обращения в адрес Президента Российской Федерации, в Правительство Ставропольского края и прокурату Изобильненского района с требованием провести конструктивные изменения оконного проема на оконно-дверной проем с оборудованием входной площадки с пандусом за счет средств местного бюджета, на что получены ответы от 17 июня 2021 г, от 30 июля 2021 г, от 4 августа 2021 г, от 6 сентября 2021 г. о необходимости согласия собственником помещений многоквартирного дома на выполнение работ по конструктивные изменения оконного проема на оконно-дверной проем с оборудованием входной площадки с пандусом, приложенные к административному иску и приобщенные к материалам дела.
В ходе рассмотрения административного дела, 21 октября 2021 г. Кулешова Е.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, 12 ноября 2021 г. Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края предложила рассмотреть вопрос установки откидного пандуса, а также поиск специализированной организации и финансирование работ, что не потребует решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на который Кулешова Е.В. согласия не дала истребовав полную информацию и характеристики предлагаемого оборудования, мировое соглашение на условиях обустройства откидного пандуса на лестничный марш первого этажа сторонами не достигнуто.
Все заявления административного истца рассмотрены административным ответчиком в пределах компетенции проведены обследования помещения, даны необходимые разъяснения. В материалах дела согласие общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", на конструктивные изменения оконного проема на оконно-дверной проем с оборудованием входной площадки с пандусом с главной фасадной стороны многоквартирного дома, не представлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из приведенных фактических обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии незаконного бездействия на стороне органа местного самоуправления, с учетом того, что обращения административного истца рассмотрены административным ответчиком в установленном законом порядке и предложения относительно возможности приспособления общего имущества многоквартирного дома путем обустройства откидного пандуса за счет средств местного бюджета не реализованы не по вине административного ответчика. При этом требования административного истца, направленные на реконструкцию жилого помещения путем изменения оконного проема на оконно-дверной проем с оборудованием входной площадки с пандусом с главной фасадной стороны многоквартирного дома, признаны не подлежащими удовлетворению как затрагивающие общее имущество многоквартирного дома, на уменьшение которого требуется согласие собственником помещений, а также как вид работ, не подлежащий финансированию за счет местного бюджета.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что оборудование квартиры отдельным входом с площадкой и пандусом путем внесения конструктивного изменения оконного проема на оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом, не входит в перечень мероприятий, финансированный за счет бюджета муниципального образования или субъекта Российской Федерации. Данный вид мероприятий выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Судом также отмечено, что с заявлением на выдачу разрешения оборудовать квартиру принадлежащую ей на праве собственности, отдельным входом путем внесения конструктивного изменения оконного проема на оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом, Кулешова Е.В. в администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края не обращалась, таким образом, нарушения прав административного ответчика со стороны Администрации Изобильненского городского округа не установлены.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения судебных актов судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства). Согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме также возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, в подпункте "в" пункта 10 установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Положениями пункта 2 названных Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12-22 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
Подпунктами "д" и "е" пункта 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования) содержащий: выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
Согласно пункту 14 Правил перечень мероприятий может включать в себя: а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил; б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судами при разрешении требований Кулешовой Е.В, касающихся бездействия административного ответчика и возложении на него обязанности за счет местного бюджета обустроить входную группу с пандусом с главной фасадной стороны многоквартирного жилого дома на месте оконного проема в квартире административного истца, обоснованно с учетом обстоятельств дела принят во внимание утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 с Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. При этом перепланировка в виде оборудования квартиры отдельным входом с площадкой и пандусом путем внесения конструктивного изменения оконного проема на оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом, не входит в перечень мероприятий, финансированный за счет бюджета муниципального образования или субъекта Российской Федерации.
Утверждение заявителя о неправильных выводах судов относительно безусловного отказа административного истца от обустройства откидного пандуса на лестничном марше первого этажа и на объективную необходимость конструктивных изменений квартиры с обустройством второго входа с пандусом с главного фасада здания со ссылкой на отсутствие доказательств безопасности такого откидного пандуса, опровергается материалами дела, и существом требований административного иска, неоднократными ответами административного ответчика, в том числе, предложением в ходе рассмотрения дела обустроить откидной пандус для обеспечения доступа в квартиру.
В то же время позиция административного истца получила надлежащую правовую оценку судебных инстанций с учетом ограниченного перечня требований, соблюдение которых в отношении жилых помещений, в которых проживают инвалиды и маломобильные группы населения, обеспечивается средствами бюджетов, в том числе исходя из закрепленного в Правилах обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которые достигаются посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.
В силу названных Правил под приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению, тогда как предмет требования Кулешовой Е.В. (фактическая реконструкция с уменьшением общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома и направление на это средств местного бюджета) охватываются иным правовым регулированием.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя о применении нормы части 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающей приспособление общего имущества в многоквартирном доме для беспрепятственного доступа инвалидов без разрешения всех собственников многоквартирного дома, так как денежные средства указанных сособственников для реконструкции оконного проема в оконно-дверной не потребуются при финансировании за счет средств местного бюджета. Такой довод основан на неверной трактовке заявителем способов приспособления общего имущества, о возможности приспособления общего имущества путем обустройства откидного пандуса за счет средств местного бюджета заявителю неоднократно даны ответы без каких-либо условий о необходимости согласия общего собрания жильцов.
Изложенные в жалобе доводы о бездействии Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края после составления актов обследования межведомственной комиссией, выявивших несоответствие жилого помещения инвалида установленным требованиям, подлежат отклонению, поскольку все работы в жилом помещении могут быть проведены при волеизъявлении его собственника, а в отношении приспособления общего имущества многоквартирного дома путем обустройства откидного пандуса, как то предусмотрено в актах обследования, требования в административном иске не изложены.
Доводы жалобы о неправильном распределении бремени доказывания опровергаются материалами дела и не возлагают на административного истца каких-либо обязанностей, помимо предусмотренных частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, получивших подробное изложение в обжалуемых судебных актах, ранее заявлялись в судах нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку с обоснованием мотивов отклонения.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых судебных актов правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для разрешения дел, доводы жалобы не подтверждают, оснований их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 23 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кулешовой Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 сентября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.