Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кривошеева С.М. на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кривошеева С.М. к департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кривошеев С.М. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконным бездействие департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее также - Департамент), выразившееся в неизменении по его обращению решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" 4 июня 2019 года N 03-28/735 путем исключения из него ссылки на предоставление субсидии за вычетом 9, 47 кв. м общей площади служебного помещения, ранее предоставленного Министерством обороны Российской Федерации и им не сданного, ссылаясь на то, что включение 9, 47 кв. м в расчет размера субсидии с учетом истечения пятилетнего срока с момента совершения действий по отказу от служебного жилого помещения является необоснованным.
Требования мотивированы тем, что с 2015 года он стоит на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Оспариваемым решением ему была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения за вычетом его доли (9, 47 кв. м) в ранее предоставленной квартире. Считает решение в данной части незаконным и подлежащим изменению, поскольку с момента ухудшения своих жилищных условий и на момент принятия решения 4 июня 2019 года прошло более пяти лет, а исходя из пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения строительства жилого помещения (жилых помещений) предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", при определении общей площади жилого помещения учитываются все действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями за последние пять лет.
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 8 июля 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 июля 2022 года, Кривошеев С.М. просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судебных инстанций, полагает, что судами неверно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, указывает на незаконность и необоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Территориальным отделом "Воронежский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких
обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 2 отдела) от 27 ноября 2015 года N 01-22/189/15 Кривошеев С.М. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 03-28/735 Кривошееву С.М. была предоставлена субсидия за вычетом его доли в ранее предоставленной квартире на 9, 47 кв. м. Размер начисленной жилищной субсидии составил 4 595 800.61 рублей.
Основанием для вычета 9, 47 кв. м при определении размера жилищной субсидии послужило то обстоятельства, что Кривошеев С.М. ранее (с октября 2009 года) занимаемое служебное жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 28, 4 кв. м, 5 апреля 2013 года оставил бывшим членам семьи и утратил право на него.
Жилищная субсидия в размере 4 595 800, 61 рублей была перечислена Кривошееву С.М. 7 июня 2019 года.
Указанное выше решение заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 4 июня 2019 года Кривошеевым С.М. было оспорено в судебном порядке.
Решением Воронежского гарнизонного военного суда от 18 июля 2019 года, вступившим в законную силу 3 октября 2019 года, в удовлетворении административного иска Кривошеева С. М. к департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по изменению решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 4 июня 2019 года N 03-28/735 отказано.
Также установлено, что ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации было реорганизовано в филиал "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ "Росжилкомплекс"), которому были переданы имущество, права и обязанности реорганизованного учреждения.
Правопреемником отдела N 2 (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации является территориальный отдел "Воронежский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс".
Функции по организации работы по предоставлению гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений, жилищных субсидий и организация работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны и организация работы по изменению и (или) отмене решений в части жилищного обеспечения, ранее принятых квартирно-эксплуатационными органами, органами жилищного обеспечения, возложены на департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобороны России от 29 декабря 2020 года N 744.
29 июля 2021 года Кривошеев С.М. обратился в Департамент с заявлением об изменении решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 03-28/735 путем исключения из него указаний, о том, что субсидия предоставлена с учетом 9, 47 кв. м общей площади служебного помещения, ранее предоставленного Министерством обороны Российской Федерации и не сданного, в установленном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядке. При этом указал, что жилищная субсидия ему была предоставлена 4 июня 2019 года, и на этот момент прошло более пяти лет с момента установления факта ухудшения военнослужащим своих жилищных условий, и данное обстоятельства не было предметом оценки Воронежским гарнизонным военным судом в вынесенном решении от 18 июля 2021 года.
24 августа 2021 года Департаментом по результатам указанного обращения был направлен ответ, в котором сообщено, что Кривошееву С.М. была предоставлена субсидия в размере 4 595 800, 61 рублей, таким образом, Министерство обороны Российской Федерации свои обязательства по жилищному обеспечению Кривошеева С.М. исполнило в соответствии с действующим законодательством. Решением ФГКУ "Западрегионжилье" от 10 июня 2019 года N 01-40/55/19 Кривошеев С.М. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с получением жилищной субсидии. Основания для пересмотра решения ФГКУ "Западрегионжилье" у Департамента отсутствуют.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Департаментом незаконного бездействия, нарушающего права административного истца, при осуществлении своих полномочий не допущено и оснований для признания незаконным оспариваемого решения от 4 июня 2019 года не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих судебных инстанций, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Право на жилищную субсидию установлено пунктами 1, 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащий имеет право на жилищное обеспечение за счет государства один раз (пункт 14 статьи 15 названного Федерального закона).
Принимая во внимание, что Кривошеев С.М. ранее получал жилое помещение, которое не сдал военному ведомству, в этой связи истечение пятилетнего срока с момента утраты жилого помещения юридического значение не имеет; 7 июня 2019 года был обеспечен жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии с учетом площади несданного военному ведомству жилого помещения (9, 47 кв. м), следовательно, Кривошеевым С.М. гарантированное ему законом право было реализовано в установленном законом порядке; законность решения от 4 июня 2019 года N 03-28/735 ранее проверялась в судебном порядке, незаконным оно не признано; обращение Кривошеева С.М. рассмотрено 24 августа 2021 года административным ответчиком и на него дан соответствующий ответ в соответствии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суды пришли к верному выводу об отсутствии фактов незаконного бездействия Департамента, оспариваемого Кривошеевым С.М, и, соответственно, об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы кассационной жалобы по сути повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судами обеих инстанций или опровергали бы выводы принятых по делу судебных постановлений, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно, выводы, изложенные в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты сомнений в законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
определила:
решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кривошеева С.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.