Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В. и Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рейнера Сергея Ивановича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 20 июня 2022 года по административному делу N 2а-2220/2022 по административному исковому заявлению Рейнера С.И. об оспаривании действий МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения Рейнера С.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ГУ МВД МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Рейнер С.И, 21 декабря 2021 г. и 13 января 2022 г. в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области за заменой водительского удостоверения, в связи с истечением его срока действия, решениями должностных лиц данного подразделения, принятыми в день обращения, отказано в предоставлении соответствующей государственной услуги ввиду неуплаты заявителем государственной пошлины, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Письмом начальника МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области от 12 января 2022 г. Рейнеру С.И. разъяснено, что представленное им удостоверение "данные изъяты", выданное 19 декабря 2013 г. отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Новосибирской области не предоставляет ему льгот по освобождению от уплаты государственной пошлины.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Рейнера С.И. в суд с рассматриваемым административным иском.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 25 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 20 июня 2022 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 18 июля 2022 года) административный истец ставит вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) приказом от 20 февраля 2021 г. N 80 утвердило административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных, в частности с выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений, обменом иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения, выдачей российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдачей международных водительских удостоверений в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти, иными заинтересованными органами (в том числе иностранных государств) и организациями при предоставлении государственной услуги.
Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Из содержания Административного регламента следует, что для получения государственной услуги заявители помимо прочего представляют документ об уплате государственной пошлины, либо документ, подтверждающий наличие льготы по уплате государственной пошлины.
При этом, такой документ представляется лицами, имеющими в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации льготу по уплате государственной пошлины.
В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги указана, в том числе и неуплата государственной пошлины в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отказывая в предоставлении указанной государственной услуги, должностные лица МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области исходил из того, что заявителем не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Как следует из представленного материала, Рейнером С.И. представлено удостоверение, согласно которому он является "данные изъяты" и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.
Как полагает Рейнер С.И, "данные изъяты" года рождения, на него распространяется льгота, установленная подпунктом 12 пункта 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, то есть, он освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий.
Согласно подпунктам 43.1 и 44 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) за выдачу национального водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность: изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей; изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения - 3000 рублей, за выдачу международного водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность - 1 600 рублей.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что наличие у Рейнера С.И. указанного удостоверения не является основанием для его освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в органы ГИБДД.
Категории налогоплательщиков и плательщиков сборов, которым предоставляются льготы, определяются актами законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 17, пункты 1 и 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации).
Соответственно круг лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, устанавливается главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются физические лица - ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны
Иным категориям инвалидов, в том числе приравненным к инвалидам Великой Отечественной войны, этими положениями такая льгота не предусмотрена.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся, в частности лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, прокуроры и следователи органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий.
"данные изъяты" у Рейнера С.И. наступила вследствие повреждения здоровья, полученного во время службы в органах внутренних дел, а не при исполнении им служебных обязанностей в районах боевых действий.
Поэтому заявитель не относится к инвалидам Великой Отечественной войны, которые в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Пунктами 27 и 28 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 октября 1981 г. N 209, предусмотрены льготы для инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, и которым соответственно выдаются "Удостоверение инвалида Отечественной войны" и "Удостоверение инвалида о праве на льготы".
Согласно п. 25 данного Положения предоставление льгот и преимуществ по пенсионному обеспечению, налогам и сборам, условиям труда и его оплате, а также других льгот и преимуществ инвалидам Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих регулируется соответствующими нормами законодательства Союза ССР, а также союзных республик в пределах предоставленной им действующим законодательством компетенции.
Между тем ни Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 23 февраля 1981 г. N 209, на которое ссылается Рейнер С.И, ни Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают регулирование в части уплаты налогов и если приравнивают одну категорию граждан к другой в части предоставления льгот, то только в части мер социальной поддержки, исчерпывающий перечень которых содержится в названных нормативных актах и к которым налоги не относятся (п. 25 Положения, Федеральный закон "О ветеранах", содержащий исчерпывающий перечень различных видов социального обеспечения и не включающий в себя льготы по налогам и сборам).
Таким образом, удостоверение "данные изъяты", имеющего право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны, не является основанием для предоставления льгот за совершение юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ.
Установив, что оспариваемые действия закону не противоречат, суд первой инстанции, с выводами которого правомерно согласился суд апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для их отмены или изменения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 20 июня 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Рейнера Сергея Ивановича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 08 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.