Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С.
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6/2022 по административному исковому заявлению Богданова Дмитрия Петровича к избирательной комиссии Псковской области, территориальной избирательной комиссии города Великие Луки об оспаривании решения о результатах выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6
по апелляционной жалобе Богданова Дмитрия Петровича на решение Псковского областного суда от 24 мая 2022 г, которым заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО13, полагавшей судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 17 июня 2021 г. N 1422 на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Псковской области (далее также - ИК Псковской области) от 7 июня 2016 г. N 175/055-5 сформирована территориальная избирательная комиссия города Великие Луки (далее также - ТИК г. Великие Луки). На данную избирательную комиссию постановлением ИК Псковской области от 18 июня 2021 г. N 162/876-6 возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва одномандатных избирательных округов N 5 и N 6.
Постановлением ИК Псковской области от 21 сентября 2021 г. N 203/1087-6 "Об определении общих результатов выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва" выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными. Даньшова Елена Николаевна включена в список избранных депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам по одномандатному избирательному округу N 6.
Богданов Дмитрий Петрович, выдвинутый Псковским областным отделением Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", зарегистрированный кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 постановлением ТИК г. Великие Луки от 4 августа 2021 г. N1-2/15, обратился в Великолукский городской суд Псковской области с административным исковым заявлением к ТИК г. Великие Луки и ИК Псковской области о признании незаконным и отмене решения об утверждении итогов выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 в части результатов выборов по участковой избирательной комиссии N 122 (далее также - УИК N 122).
В обоснование заявленных требований указал на отказ в допуске при проведении голосования 17 сентября 2021 г. в УИК N 122 в г. Великие Луки вне помещения для голосования в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Псковской области "Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ГБУСО "Великолукский дом-интернат") члена УИК N 122 с правом совещательного голоса Мишина В.В. и кандидата в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва в составе единого списка Крюкова А.Н. Полагал, что указанное нарушение избирательных прав повлекло невозможность наблюдения за проведением голосования, что не позволяет утверждать об отсутствии влияния на волеизъявление избирателей.
Псковское областное отделение Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по тем же основаниям также обратилось в Великолукский городской суд Псковской области с административным исковым заявлением к ТИК г. Великие Луки о признании недействительными и отмене решений УИК N 122 об итогах голосования на избирательном участке N 122 по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, ссылаясь на нарушения, допущенные при проведении голосования вне помещения для голосования, выразившееся в проведении членами УИК N 122 голосования без наблюдения и извещения членов УИК N 122 менее чем за 30 минут до выхода в ГБУСО "Великолукский дом-интернат", которые, по мнению областного отделения партии, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Определением Великолукского городского суда Псковской области от 19 января 2022 г. административные дела по административным исковым заявлениям Богданова Д.П. и Псковского областного отделения Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" объединены в одно производство, объединённому административному делу присвоен N 2а-155/2022.
В ходе рассмотрения административного дела N 2а-155/2022 Богдановым Д.П. предъявлены дополнительные требования к ИК Псковской области и ТИК г. Великие Луки о признании недействительными и отмене решения о результатах выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6, возложении обязанности на административных ответчиков внести изменения в сводную таблицу о результатах выборов, определить избранным депутатом Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Богданова Д.П.
Определением Великолукского городского суда Псковской области от 19 января 2022 г. административный иск Богданова Д.П. в части требований к ИК Псковской области и ТИК г. Великие Луки об оспаривании решения о результатах выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6, возложении обязанности на административных ответчиков внести изменения в сводную таблицу о результатах выборов, определить избранным депутатом Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Богданова Д.П. выделены в отдельное производство, административное дело в данной части передано по подсудности на рассмотрение в Псковский областной суд.
В ходе рассмотрения административного дела в Псковском областном суде административным истцом уточнены основания иска, дополнительно указано на использование кандидатом Даньшовой Е.Н. преимуществ должностного (служебного) положения, что не позволило выявить действительную волю избирателей. В обоснование заявленного требования указал, что администрация г. Великие Луки является учредителем как ГБУСО "Великолукский дом-интернат", где произошли нарушения избирательного процесса, повлиявшие на результаты выборов, так и муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12 имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского", где Даньшова Е.Н. с 25 мая 2011 г. занимает должность директора. Председатель УИК N 122 Дмитриева О.В. предложена в состав участковой комиссии представительным органом муниципального образования. Регулирование Дмитриевой О.В. состава лиц, присутствующих при проведении голосования среди зависимых постояльцев дома-интерната, в результате которого Даньшова Е.Н. получила "преимущество" в голосах избирателей неправомерными методами, указывает на использование Даньшовой Е.Н. преимущества должностного (служебного) положения для получения большего количества голосов избирателей.
Решением Псковского областного суда от 24 мая 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления Богданова Д.П. к ИК Псковской области и ТИК г. Великие Луки об оспаривании решения о результатах выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 отказано.
В апелляционной жалобе Богданов Д.П. просит об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение судом при рассмотрении административного дела норм процессуального права, поскольку основания для применения части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации со ссылкой на вступившее в законную силу решение Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 г. не имелось, и суду необходимо было дать оценку всем доводам административного истца о допущенных при проведении голосования на избирательном участке N 122 нарушениях избирательного законодательства. Решение городского суда не имеет преюдициального значения для дела, рассмотренного по существу Псковским областным судом.
Кроме того, выводы суда о неиспользовании кандидатом в депутаты Даньшовой Е.Н. преимуществ своего должностного положения при проведении избирательной кампании не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются представленными в дело доказательствам, свидетельствующими о привлечении данным кандидатом лиц, находящихся с ней в служебной и иной зависимости в служебное (рабочее) время, что способствовало избранию её депутатом Псковского областного Собрания депутатов.
Участвующим в деле прокурором относительно апелляционной жалобы представлены письменные возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Избирательная комиссия Псковской области и территориальная избирательная комиссия города Великие Луки просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Представитель административного истца Богданова Д.П. - адвокат ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Третьим кассационным судом общей юрисдикции кассационной жалобы Богданова Д.П. на решение Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 г. по административному делу N 2а-155/2022 (рассмотрение кассационной жалобы назначено на 17 августа 2022 г.).
Статьёй 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены основания, по которым суд обязан приостановить производство по административному делу. Так, пунктом 4 части 1 данной нормы определено, что суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта).
Как следует из ходатайства представителя административного истца, обстоятельства, установленные решением Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 г. по административному делу N 2а-155/2022, были положены в основу обжалуемого решения Псковского областного суда в согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем результат рассмотрения кассационной жалобы на решение городского суда может повлиять на исход рассмотрения апелляционной жалобы на судебный акт, принятый областным судом.
Принимая во внимание, что решение Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 г. по административному делу N 2а-155/2022 вступило с законную силу в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 31 марта 2022 г. (дело N 33а-526/2022), иные основания для приостановления производства по делу, приведённые в статьях 190 и 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда определением от 7 июля 2022 г. заявленное представителем административного истца ходатайство о приостановлении производства по делу оставила без удовлетворения и пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.
Порядок организации и проведения выборов, проводимых на территории Псковской области, в том числе выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов, определены Законом Псковской области от 1 августа 2003 г. N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области" (далее - Избирательный кодекс Псковской области).
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г..N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом (подпункт "а"); отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным (подпункт "а.1"); кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (подпункт "б"); кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 данного Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей (подпункт "в"); кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (подпункт "г"); признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (подпункт "д"); установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить
действительную волю избирателей (подпункт "е").
Аналогичные основания отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов предусмотрены пунктом 4 статьи 68 Избирательного кодекса Псковской области.
Согласно пункту 2 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 статьи 63.1, пунктом 1 статьи 65 названного Федерального закона и пунктом 18 данной статьи, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить наблюдателям присутствовать при его проведении (пункт 6 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Исходя из положений пункта 9 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.
В соответствии с пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, одним из субъектов общественного контроля, инициативной группой по проведению референдума, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.
Согласно пункту 15 названной нормы организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума.
В ходе рассмотрения административного дела суд первой инстанции принял во внимание, что решением Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 г. (административное дело N 2а-155/2022), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 31 марта 2022 г, Богданову Д.П. и Псковскому областному отделению Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" отказано в удовлетворении административных исковых требований к ТИК г. Великие Луки, участковой избирательной комиссии N 122 о признании недействительным и отмене решения УИК N 122 об итогах голосования по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 на данном избирательном участке.
При этом, как установилПсковский областной суд, основания указанных административных исков Богданова Д.П. и Псковского областного отделения Политической партии "КОММУНИСИТЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" аналогичны основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении Богданова Д.П. по настоящему административному делу.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Поскольку доводы административного иска об оспаривании итогов голосования на избирательном участке N 122, со ссылкой на допущенные при проведении голосования вне помещения для голосования (в ГБУСО "Великолукский дом-интернат") нарушения, выразившиеся в проведении членами УИК N 122 голосования без наблюдения и извещения членов участковой избирательной комиссии N 122 менее чем за 30 минут до выхода в учреждение социального обслуживания, которые, по мнению Богданова Д.П. и Псковского областного отделения Политической партии "КОММУНИСИТЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, являлись предметом рассмотрения Великолукским городским судом Псковской области в рамках административного дела N 2а-155/2022, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленные решением суда от 18 февраля 2022 г. обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оценке судом в рамках настоящего административного дела.
Утверждения в апелляционной жалобе об обратном судебная коллегия признаёт несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм процессуального права.
Одним из оснований отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов является использование кандидатом, допущенным к распределению депутатских мандатов, преимущества должностного или служебного положения, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (подпункт "г" пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подпункт "г" пункта 4 статьи 68 Избирательного кодекса Псковской области).
В пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ приведён исчерпывающий перечень действий, которые в соответствии с названным законом определяются как использование преимуществ должностного или служебного положения.
Как правильно указал в решении суд первой инстанции, утверждения Богданова Д.П. о том, что депутат Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва Даньшова Е.Н, являясь зарегистрированным кандидатом, использовала преимущества должностного (служебного) положения, являются голословными.
Предположения административного истца, основанные на субъективной оценке фактических обстоятельств дела, повлекшие ошибочные выводы относительно использования Даньшовой Е.Н. при проведении избирательной кампании преимуществ должностного и служебного положения, не свидетельствуют о том, что такие нарушения действительно имели место, тем более, как того требует закон, могли так существенно повлиять на избирателей, когда их действительная воля объективно не могла быть выявлена.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, подробно изложенными в обжалуемом решении, у судебной коллегии не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решение не содержат.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского областного суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Богданова Дмитрия Петровича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.