Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации г.Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 Андрея Иннокентьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений окружной администрации ГО "город Якутск", Окружной администрации г.Якутска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО3 А.И. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением, просил признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации ГО "город Якутск" N 1252 от 18 мая 2021 года в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" 6, площадью 800 кв.м, возложить на ответчика обязанность совершить действия по заключению договора аренды на новый срок.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2022 года, отказ в предоставлении ФИО4 А.И. в аренду однократно земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" 6, площадью 800 кв.м, признан незаконным. На Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность совершить действия по формированию земельного участка и заключению договора аренды на новый срок с ФИО5 А.И. на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" 6, площадью 800 кв.м.
4 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации г.Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 29 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения от отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами не дана правовая оценка отсутствию зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой, на момент обращения за оказанием муниципальной услуги истец не являлся арендатором земельного участка, участок является несформированным, в связи с чем у Департамента не имелось правовых оснований для принятия положительного решения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 года кассационная жалоба Окружной администрации г. Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Стандарт предоставления Окружной администрацией г. Якутска муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги определены Административным регламентом, утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 24 сентября 2015 года N 251п (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту 1 пункта 1.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, являющимся арендаторами земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем самостоятельно, установлен пунктом 2.8.2 Административного регламента, а именно: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; учредительные документы для юридических лиц; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН; справка об определении долей в праве пользования земельным участком, рассчитываемых пропорционально доле в праве собственности граждан на помещения, расположенные на земельном участке, или соглашение об определении долей собственников в праве общей долевой собственности (в случае предоставления земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Отсутствие указанных документов в силу пункта 2.14 Административного регламента является основанием для отказа в приеме заявления о предоставлении муниципальной услуги.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Главы администрации МО "Пригородный" от 3 октября 2002 года N 44 ФИО6 А.И. был предоставлен в аренду сроком до 1 декабря 2007 года с выкупом права аренды без выставления на торги земельный участок под индивидуальное жилищное строительство площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
3 октября 2002 года между администрацией МО "Пригородный" и ФИО7 А.И. заключен договор аренды предоставленного земельного участка.
Истцом на указанном земельном участке в 2007 году в период действия договора аренды возведен объект незавершенного капитального строительства, общей площадью 99, 3 кв.м, право собственности на который не зарегистрировано в виду истечения срока действия договора аренды земельного участка, в связи с чем ФИО8 А.И. неоднократно обращался в ДИЗО ОА г.Якутска о заключении договора аренды на новый срок для завершения строительства.
Так, 10 марта 2020 года ФИО9 А.И. обратился к правопреемнику ликвидированного с 1 января 2005 года МО "Пригородный" - Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о перезаключении договора аренды земельного участка.
В ответ на обращение Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска письмом от 19 марта 2020 года N 1798-ДИЗО/20 отказал заявителю в приеме документов, ссылаясь на отсутствие в ЕГРН зарегистрированных прав на земельный участок и расположенный на нем объект незавершенного строительства, а также отсутствие сведений о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2020 года решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 19 марта 2020 года N 1798-ДИЗО/20 признано незаконным, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО10 А.И. о заключении нового договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: г.Якутск, с.Пригородное, ул.Трудовая, 6, в соответствии с действующим законодательством.
18 мая 2021 года ДИЗО ОА г.Якутска административному истцу отказано в предоставлении земельного участка; рекомендовано зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства, после обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.
Не согласившись с ответом Департамента, ФИО11 А.И. обратился в суд.
Разрешая заявленные ФИО12 А.И. требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законом не предусмотрена обязанность заявителя по предоставлению документов, подтверждающих право собственности на объект незавершенного строительства в качестве условия для перезаключения договора аренды земельного участка, факт существования объекта незавершенного строительства истцом доказан, и он имеет право на однократное заключение договора аренды на три года для завершения строительства.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы Окружной администрации г.Якутска о том, что отсутствие сведений о принадлежности ФИО13 А.И. объекта незавершенного строительства, расположенного на испрашиваемом земельном участке, свидетельствует об отсутствии у него права на приобретение земельного участка без проведения торгов, - по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отменены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2022 года по доводам кассационной жалобы Окружной администрации г.Якутска отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г.Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.