Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным и отмене постановления.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя ФИО1 - ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя администрации Артемовского городского округа - ФИО6, заинтересованных лиц ФИО2, ФИО8 относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в Артемовский городской суд Приморского края с вышеназванным исковым заявлением, просила признать незаконным и отменить постановление главы администрации Артемовского городского округа Приморского края N487-пг от 29 июня 2020 года "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером N".
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 10 ноября 2021 года административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признано незаконным постановление главы администрации Артемовского городского округа Приморского края N 487-пг от 29 июня 2020 года "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером 25:27:030106:567". На администрацию городского округа возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления ФИО8, ФИО2 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 марта 2022 года решение Артемовского городского суда Приморского края от 10 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 к администрации Артемовского городского округа Приморского края о признании незаконным постановления, возложении обязанности оставлено без удовлетворения.
6 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Артемовский городской суд Приморского края 27 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 марта 2022 года и оставлении в силе решения Артемовского городского суда Приморского края от 10 ноября 2021 года со ссылкой на то, что суд не дал оценку доводам ФИО1 о том, что ее лишили возможности участвовать в публичных слушаниях. Обязательность участия в публичных слушаниях или общественных обсуждениях правообладателями смежных участков установлена ч.1 ст.5.1 ГрК РФ. Администрация АГО обладала сведениями об имеющихся нарушениях со стороны ФИО9 при размещении жилого дома и о том, что права ФИО1, как собственника смежного с ФИО10 земельного участка, нарушаются. ФИО1 были представлены письменные обращения в администрацию АГО и ответы на них, в которых администрация указывает на необходимость проведения земельного контроля и принятия мер.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 года кассационная жалоба ФИО1 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу пункта 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 данного Кодекса, с учетом положений статьи 39 названного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 поименованной статьи (пункт 4 статьи 40 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:27:030106:567, расположенного по адресу: "адрес", смежного с земельным участком ФИО8, ФИО2 по северной границе.
9 декабря 2019 года ФИО2 и ФИО8 обратились в единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений сооружений с 3 м до 0, 5 м с северной стороны границ для земельного участка с кадастровым номером 25:27:030106:567, расположенного по адресу: "адрес".
Единой комиссией по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований "адрес" принято решение подготовить пакет поступивших документов и направить их в администрацию Артемовского городского округа для назначения и проведения публичных слушаний, а также рекомендовать при условии соблюдения требований технических регламентов предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
20 апреля 2020 года Главой Артемовского городского округа Приморского края принято постановление N 292-пг "О назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером N, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж2), местоположение которого установлено относительно ориентира: жилой дом, расположенный в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", ФИО8, ФИО2", которым публичные слушания назначены на 27 апреля 2020 года.
Решение о проведении публичных слушаний от 20 апреля 2020 года N 292-пг опубликовано в газете "Выбор" от 22 апреля 2020 года N 131, а также на официальном сайте администрации Артемовского городского округа Приморского края. Письменные возражения и замечания по проекту решения принимались не позднее 24 апреля 2020 года, проведение публичных слушаний назначено на 27 апреля 2020 года.
Заключением организационного комитета о результатах публичных слушаний от 27 апреля 2020 года установлено, что публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проведены в соответствии с действующим законодательством.
Единой комиссией по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края 5 июня 2020 года выданы рекомендации N Рп/188, согласно которым, учитывая результаты публичных слушаний, результаты голосования членов комиссии, рекомендовано предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения минимального отступа от границ участка с 3 м до 0, 5 м с северной стороны границ для земельного участка ФИО8, ФИО2
Главой Артемовского городского округа Приморского края 29 июня 2020 года принято постановление N 487-пг "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером N в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), местоположение которого установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", ФИО8, ФИО2".
Полагая, что принятием данного постановления, нарушены ее права и законные интересы, ФИО1 обратилась в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении процедуры вынесения постановления главы администрации Артемовского городского округа Приморского края NN-487пг от 29 июня 2020 года, поскольку доказательств направления административному истцу, являющемуся собственником земельного участка, смежного с участком ФИО9, сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не представлены. ФИО1, являясь заинтересованным лицом, была лишена возможности принять участие в проводимых публичных слушаниях, в том числе подать замечания и возражения по вопросу изменения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на смежном земельном участке.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления является законным, принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и не нарушает права административного истца.
Вместе с тем, данные выводы суда апелляционной инстанции являются необоснованными, немотивированными, не подтверждаются материалами дела.
В соответствии с частью 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
При этом в силу части 1 статьи 307 КАС РФ рассмотрение административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных КАС РФ.
Согласно пункту 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку из материалов дела следует, что главой Артемовского городского округа Приморского края 20 апреля 2020 года принято постановление N 292-пг "О назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером N... ", которое опубликовано в газете "Выбор" от 22 апреля 2020 года N 131, а также на официальном сайте администрации Артемовского городского округа Приморского края; при этом результаты проведения публичных слушаний носят рекомендательный характер, они учитываются главой администрации при принятии соответствующего решения, и не являются обязательными. Судом также отмечено, что административный истец не доказал нарушение оспариваемым решением своих прав и законных интересов.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; Определения от 6 ноября 2003 года N 387-0, от 15 июля 2010 года N 931-0-0 и от 25 февраля 2016 года N 242-0).
С учетом этих конституционно значимых целей законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить данному Кодексу, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (статья 3 и часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 2, 5.1 и 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 названного кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
В соответствии с частью 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Как следует из пункта 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний производится не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;
Частью 16 приведенной статьи определено, что организатором общественных обсуждений или публичных слушаний должен быть обеспечен равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).
В силу положений пункта 4 статьи 39 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Как правильно было установлено судом первой инстанции, вышеуказанные требования Градостроительного кодекса Российской Федерации административным ответчиком при принятии оспариваемого решения соблюдены не были, поскольку с момента опубликования решения о проведении публичных слушаний по вопросу (22 апреля 2020 года) до даты их проведения (27 апреля 2020 года) прошло пять дней, что противоречит положениям п.7 ч.1 ст.51 ГрК РФ, и, кроме того, суду административным ответчиком не представлены доказательства направления истцу, являющемуся собственником смежного с участком Головкиных земельного участка, сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в соответствии с ч.4 ст.39 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах, как верно отмечено в решении Артемовского городского суда Приморского края, ФИО1, являясь заинтересованным лицом в силу ч.3 ст.51 ГрК РФ, была лишена возможности принять участие в проводимых публичных слушаниях, в том числе подать замечания и возражения по вопросу изменения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на смежном земельном участке.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о соответствии оспариваемого постановления администрации Артемовского городского округа Приморского края требованиям закона, нельзя признать обоснованным.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения являются существенными, повлекшими принятие по делу незаконного судебного акта, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда подлежит отмене.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
С учетом всех указанных обстоятельств суд кассационной инстанции находит верными выводы Артемовского городского суда Приморского края от 10 ноября 2021 года, в связи с чем полагает возможным оставить в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 марта 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Артемовского городского суда Приморского края от 10 ноября 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.