Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Соловьевой О.В.
судей Калиниченко Т.В, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО8 к ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" о включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по стрости, периода работы, по кассационной жалобе ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 8 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, выслушав объяснения представителя ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" ФИО9, представителя ФИО10 - ФИО11 судебная коллегия
установила:
ФИО12 обратилась в суд с настоящим иском, указав, что 11 мая 2017 в порядке перевода с АО "ДВЗ "Звезда" в ООО "ССК "Звезда" она была принята на должность машиниста крана (крановщика) 5 разряда, 16 июля 2018 в дополнительном соглашении к трудовому договору ее должность поименована машинист крана (крановщик) 6 разряда. При увольнении 7 октября 2019 ей выдали справку со сведениями, предоставленными страхователем в Пенсионный фонд РФ, согласно которой в ее индивидуальный лицевой счет не включен специальный страховой стаж с 11 мая 2017 по 7 октября 2019, и карту специальной оценки труда, которой не установлено право на досрочное назначение страховой пенсии. Опираясь на статью 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Порядок подтверждения периодов работы, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 31 марта 2011 N 258н, Федеральный закон N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", полагала, что фактические условия ее труда подтверждают право на включение спорного периода в специальный стаж. Со ссылками на заключение государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда, проведенной по определению суда, просила возложить на ответчика обязанность предоставить в Пенсионный фонд РФ сведения о периоде ее работы в должности машиниста крана (крановщика) 5 и 6 разрядов с 11 мая 2017 по 7 октября 2019, гарантирующих ее право на досрочное назначение страховой пенсии.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 8 апреля 2021 года на ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" возложена обязанность предоставить в Пенсионный фонд РФ сведения о периоде работы ФИО13 в должности машиниста крана (крановщика) 5 (6) разряда с 11 мая 2017 по 7 октября 2019 как дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, не соглашается с выводами суда о включении стажа работы истицы в специальный стаж для назначения страховой пенсии, поскольку это противоречит Федеральному закону "О страховых пенсиях", Федеральному закону "О специальной оценке условий труда", карте специальной оценке условий труда по должности машинист крана, не предоставляющих право на досрочное назначение страховой пенсии. Полагает, что специальный стаж не может быть подтвержден заключением государственной экспертизы условий труда.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель ФИО14 - ФИО15 просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции и апелляционное определение - без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" ФИО16 на доводах кассационной жалобы настаивала, просила отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, представитель ФИО17 против доводов кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не прибыли, уведомлены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела судами были допущены.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 указанного закона, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 указанной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Согласно пункту 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи).
Пунктом 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен размер дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 этой статьи дополнительных тарифов страховых взносов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО18 в период с 11 мая 2017 по 7 октября 2019 работала машинистом крана (крановщиком) 5 (6) разряда в ООО "Судостроительный комплекс "Звезда".
Картой специальной оценки условий труда N 241, составленной 21 сентября 2017, по должности машинист крана (крановщик) 6 разряда (код по ОК-16-94 - 13-790), организованной ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" специальной оценки труда, условия труда ФИО19. отнесены к вредным условиям труда, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2 - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы.
По результатом второго этапа специальной оценки условий труда, проведенного в 2018, итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2 в отношении должности машинист крана (крановщик) 5(6) разряда не изменен.
Сведения, предоставляемые работодателем в Пенсионный фонда Российской Федерации в отношении ФИО20 не содержали кода льготы как лицу, имеющему право на досрочное назначение страховой пенсии, начисление страховых взносов по дополнительным тарифам не производилось.
Как следует из Заключения проведенной по делу экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда, условия труда ФИО21 в период с 11 мая 2017 по 7 октября 2019 выполнялись на рабочем месте с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение полного рабочего дня. Характер особых условий труда следует из карты специальных условий труда.
Удовлетворяя требования, руководствуясь статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Федеральным законом от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", суд исходил из того, что для назначения досрочной страховой пенсии по стрости женщинам, работавшим в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузо-разгрузочных машин, иных условий, кроме занятости на работах в особых условиях не менее 80 процентов, иных условий не требуется. Приняв во внимание экспертизу условий труда в целях оценки фактических условий труда, проведенную администрацией городского округа Большой Камень, позицию стороны ответчика, не оспаривавшего выполнение истицей трудовых обязанностей машиниста крана (крановщика) 5-го (6-го) разряда на погрузочно-разгрузочных машинах в течение полного рабочего дня, подтверждение работы истицы в особых условиях труда Картой специальной оценки условий труда, установив, что ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязанности по предоставлению в Пенсионный фонд достоверных сведений о льготном характере работы Черкасовой Е.И, пришел к выводу о праве истицы на включение периода работы с 11 мая 2017 по 7 октября 2019 в должности машиниста крана (крановщика) 5 (6) разряда в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по стрости, возложив на ответчика обязанность по предоставлению таких сведений в Пенсионный фонда Российской Федерации.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов о включении данного периода работы ФИО22 в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по стрости, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Основанием для предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из материалов дела, ФИО23 работала машинистом крана (крановщиком) 5 (6) разряда в ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" с 11 мая 2017 по 7 октября 2019, то есть после 1 января 2014 года, следовательно предоставление ей гарантий и компенсаций как работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда производится по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно Карте специальной оценки условий труда N 241, составленной 21 сентября 2017, по должности машинист крана (крановщик) 6 разряда (код по ОК-16-94 - 13-790, в качестве гарантий, предоставляемых ФИО24 в связи с работой во вредных условиях труда, указано право на повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, проведение медицинских осмотров. Право на досрочное назначение страховой пенсии не предусмотрено.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости ФИО25. не подтверждено и при проведении второго этапа специальной оценки условий труда в 2018 году.
Результаты специальной оценки условий труда, проведенной в 2017 и 2018 годах, ФИО26. в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", не оспаривались, незаконными не признаны.
Обязывая ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о льготном периоде работы, суд не принял во внимание, что обязанность работодателя по предоставлению в пенсионный орган таких сведений о стаже ФИО27 связана с результатами специальной оценки условий труда, ограничившись указанием на Заключение N 1/2021 государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда, проведенной на основании определения суда от 25 ноября 2020 Администрацией городского округа Большой Камень.
Между тем, исследованное судами Заключение N 1/2021 государственной экспертизы условий труда при отсутствии гарантий, предоставляемых ФИО28 в связи с работой во вредных условиях труда, специальной оценкой условий труда, не дает права на включение периода работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, поскольку специальные условия труда должны быть подтверждены в установленном действующим законодательством порядке.
Изложенное позволяет сделать вывод, что суды юридически значимые обстоятельства по делу, такие как предоставление гарантий на досрочное пенсионное обеспечение согласно специальной оценке условий труда по занимаемой истицей должности наряду с уплатой страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, не установили, нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон в их системной взаимосвязи и единстве не применили.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным, однако этим требованиям апелляционное определение не соответствует.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 апреля 2022 года принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 апреля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.