Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лашкова А.Н, судей Коневой С.И, Кирпиковой Н.С, при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе призывной комиссии муниципального района "Можайский" ЗАО г. Москвы на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 года по административному делу N 2а-310/2021 по административному исковому заявлению Засимова В.Н. к призывной комиссии муниципального района "Можайский ЗАО г. Москвы о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Засимов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии муниципального района "Можайский" ЗАО г. Москвы о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование доводов указал, что мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении него не проводились, повестки о явки на мероприятия, связанные с призывом, не вручались. При этом с 2009 года он проходит службу в органах внутренних дел.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение призывной комиссии от 23 мая 2017 года о признании Засимова В.Н. не прошедшим военную службу по призыву, не имея законным оснований.
В апелляционной жалобе представитель призывной комиссии просит решение суда отменить, поскольку полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением призывной комиссии от 30.12.2008 года Засимову В.Н. на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2009 года на время получения среднего профессионального образования.
После окончания учебного заведения Засимов В.Н. поступил на службу в органы внутренних дел.
Решением призывной комиссии Можайского района Западного административного округа города Москвы от 23.05.2017 Засимов В.Н. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В ходе рассмотрения дела была проведена почерковедческая экспертиза на предмет выяснения, кем была выполнена подпись в корешке повестки военного комиссариата о явке для прохождения медицинского освидетельствования на 24.05.2016 года и на 13.12.2016 года.
Согласно заключению эксперта N 21М/281-2а-310/21-ПЭ, составленном 07.07.2021 года экспертами ООО ЦНПЭ "ПетроЭксперт", ответить на вопросы, кем Засимовым В.Н. или иным лицом выполнены подписи от имени Засимова В.Н. на корешке повестки не представилось возможным.
Принадлежность оспариваемых подписей административному истцу им отрицается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что представленная в материалах дела незаверенная ксерокопия акта от 05.10.2013 года не подтверждает факт вручения повесток, а также отказ истца от их получения либо его уклонение в иной форме от получения повесток.
Кроме того, судом первой инстанции отклонены как не подтвержденные доводы ответчика о том, что военным комиссариатом направлялись обращения в адрес начальника отдела МВД России по району Можайский в январе 2016 года.
Суд первой инстанции также исходил из того, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что призывной комиссией предпринимались меры по уведомлению административного истца по месту его службы.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Так, согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" во взаимосвязи с п. 34 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования, соответствующее заключение призывной комиссии может быть принято в отношении граждан, которые не прошли военную службу по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), если такие обстоятельства имели место после 01 января 2014 года.
В Положении о призыве на военную службу указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. (п. 34).
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).
Согласно п. 2 ст. 31 указанного Федерального закона граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 31).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В материалы дела не представлено надлежащих доказательств, что в юридически значимый период времени мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца проводились должным образом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.