Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре фио, с участием прокурора Сергеевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-1064/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Мещанского районного суда адрес от 11 августа 2022 года, которым постановлено:
административный иск Рыбакова Ярослава Константиновича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N1, о признании представленных 16 подписей избирателей действительными, об обязании зарегистрировать фио кандидатом, приняв новое решение оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Рыбаков Я.К. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования - адрес от 4 августа 2022 года N 12/8 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио", мотивировав требования тем, что решение обосновано недостаточностью подписей избирателей для регистрации кандидата - 16 подписей избирателей признаны недостоверными, однако решение не содержит сведений о том, на каком основании Избирательная комиссия сочла недостаточным количество собранных в поддержку кандидата подписей, не проинформировала о неточности сведений.
В судебном заседании административный истец Рыбаков Я.К. доводы административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии адрес по доверенности фио возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на то, что оно вынесено с нарушением избирательного права, регламентирующего требования, предъявляемые к проверке сбора подписей и регистрации кандидата.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования - адрес, действующей на основании доверенности фио, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1), который предусматривает возможность отмены как решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, так и непосредственно регистрации кандидата, устанавливая самостоятельные основания для этого в пунктах 6 и 7 статьи 76.
Так, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) в силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Применительно к кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представляются документы, предусмотренные пунктами 2.2 и 3 статьи 33 названного закона.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования - адрес об отказе в регистрации фио кандидатом в депутаты.
Так судом было установлено и подтверждено материалами дела, что Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 23 июня 2022 года N 4/1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес (решение Московской городской избирательной комиссии N 3/5-26 от 28 августа 2003 года).
25 июля 2022 года Рыбаковым Я.К. представлены в Комиссию документы, для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 (одной) папки на 16 (шестнадцати) листах, содержащих 16 (шестнадцать) подписей.
В заявлении от 14 июля 2022 о согласии баллотироваться, Рыбаков Я.К. указал, что он зарегистрирован по адресу: адрес, сведения о регистрации подтверждаются представленным в Избирательную комиссию паспортом фио, в подписных листах отсутствовала информация о субъекте, в котором проживает кандидат.
Вместе с тем, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно Приложения к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 8 статьи 37). В подписном листе должны быть указаны сведения об адресе проживания кандидата, включая наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта.
В силу подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Учитывая, что сведения о субъекте, в котором проживает кандидат в депутаты Рыбаков Я.К, в подписных листах отсутствовали, у избирательной комиссии имелись все основания для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.
То обстоятельство, что необходимые сведения были отражены в подписных листах в строчке под таблицей с данными избирателя, не свидетельствует о соблюдении формы заполнения подписных листов. Отсутствие данных сведений носит существенный характер, поскольку избиратели не осведомлены о месте проживания кандидата, что влияет на их выбор.
При рассмотрении административного иска судом верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичными позиции административного истца в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводы суда они не опровергают, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном решении, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 11 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио- без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.