Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора Мещерякова И.С., при ведении протокола секретарем Гордеевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1302/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Ингеоцентр" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год).
Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В Перечень объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год включены нежилые здания:
под пунктом 6064 с кадастровым номером 77:01:0001006:1017, расположенное по адресу: г. Москва, Камергерский переулок, дом 4, строение 3;
под пунктом 3045 с кадастровым номером 77:01:0001006:1018, расположенное по адресу: г. Москва, Камергерский переулок, дом 4, строение 1;
под пунктом 20711 с кадастровым номером 77:01:0001043:1047, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 9, строение 1;
под пунктом 17489 с кадастровым номером 77:01:0001006:1648, расположенное по адресу: г. Москва, Георгиевский пер, дом 1, строение 1;
под пунктом 2451 с кадастровым номером 77:01:0001006:1655, расположенное по адресу: г. Москва, Георгиевский пер, дом 1, строение 3.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 08.12.2020 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 08.12.2020 (приложение 1 (продолжение), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 08.12.2020 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 08.12.2020 (приложение 2 (окончание)).
На 2021 год указанные выше здания включены в оспариваемый Перечень:
с кадастровым номером 77:01:0001006:1017 под пунктом 8650;
с кадастровым номером 77
:01:0001006:1018 под пунктом 8651;
с кадастровым номером 77:01:0001043:1047 под пунктом 9333;
с кадастровым номером 77:01:0001006:1648 пунктом 8653;
с кадастровым номером 77:01:0001006:1655 под пунктом 8654.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года.
Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2021, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 2, 07.12.2021 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 07.12.2021 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 07.12.2021 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 5, 07.12.2021 (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 6, 07.12.2021, (приложение 2 (окончание)).
На 2022 год в Перечень объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость здания включены под следующими пунктами:
с кадастровым номером 77:01:0001006:1017 - 617;
с кадастровым номером 77
:01:0001006:1018 - 618;
с кадастровым номером 77:01:0001006:1648 - 620;
с кадастровым номером 77:01:0001006:1655 - 621.
Акционерное общество "ИНГЕОЦЕНТР" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими перечисленных выше пунктов, ссылаясь на то, что здания включены в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости незаконно, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования частично, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений обладал достаточной компетенцией для их принятия.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378 НК РФ признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является плательщиком налога на имущество юридических лиц, на праве собственности ему принадлежат:
нежилые помещения с кадастровыми номерами: 77:01:0001043:2402, площадью 219, 5 кв.м, 77:01:0001043:2404, площадью 78, 6 кв.м в здании с кадастровым номером 77:01:0001006:1017 площадью 759, 5 кв.м по адресу: г. Москва, Камергерский переулок, дом 4, строение 3;
нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001006:1666 площадью 245, 1 кв.м в здании с кадастровым номером 77:01:0001006:1018 площадью 2 107, 3 кв.м по адресу: г. Москва, Камергерский переулок, дом 4, строение 1;
нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001043:2376 площадью 87, 3 кв.м в здании с кадастровым номером 77:01:0001043:1047 площадью 9 037 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 9, стр. 1;
нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0001006:1663 площадью 1321, 6 кв.м, 77:01:0001006:1665 площадью 1156, 7 кв.м, 77:01:0001006:1744 площадью 2908, 4 кв.м, 77:01:0001006:1745 площадью 97, 5 кв.м в здании с кадастровым номером 77:01:0001006:1648, площадью 6 638, 3 кв.м по адресу: г. Москва, Георгиевский переулок, д. 1, стр. 1;
нежилые помещения с кадастровыми номерами: 77:01:0001006:1750 площадью 713, 9 кв.м, 77:01:0001006:1751 площадью 240 кв.м, 77:01:0001006:1761 площадью 196, 7 кв.м в здании с кадастровым номером 77:01:0001006:1655 площадью 3 078, 2 кв.м по адресу: г. Москва, Георгиевский переулок, дом 1, строение 3.
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы, нежилые здания с кадастровыми номерами 77:01:0001006:1017, 77:01:0001006:1018 включены в вышеприведенные Перечни в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Как следует из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" в спорные налоговые периоды нежилые здания с кадастровыми номерами 77:01:0001006:1017, 77:01:0001006:1018 располагались на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001006:31, имеющим вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)".
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 14 марта 2016 г. N 4760 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001006:31 установлен вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)".
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 04 мая 2016г. N 10757 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001006:31 установлена цель предоставления земельного участка - для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 26 марта 2013 г. N RU77-203000-007405, а именно: объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживаем населения (1001 09).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы". До момента утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки был установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
В силу пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из сравнительного анализа положений ст. 378.2 НК РФ и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП. Так положения пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП (в редакции действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
На момент принятия оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества на 2020-2022 годы действовали Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным Правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным названным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной указанным классификатором; иных цифр - в случае детализации данной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги, и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы изменение, определенного Налоговым кодексом Российской Федерации, содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закрепленных в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установленный в отношении земельного участка, на котором расположены спорные здания, вид разрешенного использования соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и вышеприведенным классификаторам видов разрешенного использования, предусматривающим использование земельного участка под размещение офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд считает, что включение зданий с кадастровыми номерами 77:01:0001006:1017, 77:01:0001006:1018 в оспариваемые Перечни, соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, в указанной части суд считает необходимым отказать.
В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности акционерного общества "ИНГЕОЦЕНТР" является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
В рамках исполнения Постановления Правительства Москвы от 04.03.2003 года N 130-ПП "О мерах по реализации инвестиционного проекта комплексной реконструкции и застройки кварталов 64, 65 по контракту от 06.09.93 N 8-16/нр-1, 2 (Центральный административный округ) *О)", между АО "ИНГЕОЦЕНТР" и Правительством Москвы заключен Контракт от 06.09.93 N 8-16/нр-1, 2 (в редакции Дополнительного соглашения 8-16/нр-1, 2-2346 от 27.04.2004г.), предметом которого является реализация инвестиционного проекта на указанных объектах на территории Центрального административного округа города Москвы, в том числе по адресу: г. Москва, ул. Б. Дмитровка, дом 9, строение 1 (здание с кадастровым номером 77:01:0001043:1047); по адресу: г. Москва, Георгиевский пер, дом 1, строение 1 (здание с кадастровым номером 77:01:0001006:1648); по адресу: г. Москва, Георгиевский пер, дом 1, строение 3 (здание с кадастровым номером 77:01:0001006:1655).
На акционерное общество "Ингеоцентр" возложены права и функции инвестора, заказчика - застройщика по выполнению работ по проектированию и реконструкции инвестиционных объектов, указанных в Контракте. В подтверждение своей позиции административным истцом представлены разрешения на строительство, полученные в комитете государственного строительного надзора города Москвы и Департаменте культурного наследия города Москвы, представлены договор генерального подряда на производство работ по реконструкции, реставрации и строительству, договор на разработку рабочей документации.
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы нежилые здания с кадастровыми номерами 77:01:0001043:1047, 77:01:0001006:1648, 77:01:0001006:1655 включены в оспариваемые Перечни объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании подпункта 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция) (пункт 1.2 Порядка).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, единственным доказательством использования здания в целях, предусмотренных налоговым законодательством, является акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Пунктами 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Согласно пункту 1.4 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта):
под торговым объектом понимается - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
под офисом - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов;
под объектом организации бытового обслуживания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), предназначенное и (или) фактически используемое для оказания бытовых услуг, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания бытовых услуг;
под объектом общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания;
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности.
Основанием для включения нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001043:1047 в оспариваемые Перечни являются Акты Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы:
N 9013162 от 07 августа 2014 года в соответствии с выводами которого, здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
N 9120108/ОФИ от 15 июля 2020 года, согласно которого 24, 28% нежилого здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
К акту обследования приложена фототаблица, на которой представлены тринадцать фотографий фасада здания, без указания адресной привязки объекта.
Вместе с тем, в нарушение требований Порядка определения вида фактического использования зданий указанные Акт обследования не содержат достоверные сведения о выявленных признаках размещения в здании офисов. Приложенные фотоматериалы не позволяют однозначно определить целевое использование, как того требуют положения пунктов 3.4, 3.5, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий. Фотографии фасада здания об указанных обстоятельствах не свидетельствуют.
Кроме того, Акт осмотра N 9013162 составлен не на здание с кадастровым номером 77:01:0001043:1047, а с кадастровым номером 77:01:0001043:1023, снятым с кадастрового учета 19.11.2013 и имеющим площадь 9 153, 2 кв.м. Как установлено при рассмотрении дела расчет в указанном Акте исходят из поэтажных планов и экспликаций по состоянию с 1977 по 2012 года. В то время как административный истец является инвестором/застройщиком и собственником помещений в здании с кадастровым номером 77:01:0001043:1047, общей площадью 9 037 кв.м. Данное здание имеет технический паспорт, составленный по состоянию на 23 января 2014 года, и имеет существенные различия в части экспликации к поэтажным планам здания, содержащимися в акте.
При таких обстоятельствах, суд считает, что указанный Акт с достоверностью не подтверждает использование здания с кадастровым номером 77:01:0001043:1047 под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с актом обследования N 9120108/ОФИ от 15 июля 2020 нежилое здание на 24, 28% используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту обследования приложена фототаблица и расчетная часть.
По мнению суда, данный Акт обследования от 15 июля 2020 года не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, поскольку в акте обследования не приведены выявленные признаки размещения объектов, соответствующие пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, а также объектов бытового обслуживания.
Согласно Акту для расчета показателей площадей, использовалась документация технического учета здания, часть помещений в котором обозначалась как - помещения общественного питания. При этом из фототаблицы, имеющейся в акте, не видно какие именно из помещений, обследованных инспекторами, отнесены к общественному питанию и по каким признакам, а также фактическая площадь таких помещений.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на момент осмотра и составления указанного Акта Госинспекции под объекты общественного питания использовались только два помещения:
помещения Ресторана Краснодар, что подтверждается договором аренды, в соответствии с условиями которого, площадь передаваемого в аренду составляет 304, 5 кв.м;
помещения Барбершопа и Тату салона, находящиеся в пользовании ООО "13 Бай Блэк Стар". В подтверждении данного довода административным истцом представлены договоры о сотрудничестве, в соответствии с условиями которого, ООО "13 Бай Блэк Стар" предоставлено право пользования нежилыми помещениями общей площадью 333, 4 кв.м в целях оказания парикмахерских и косметических услуг.
В целях подтверждения фактического использования здания, как указывалось административным ответчиком, в качестве подтверждения нахождения в нем объектов торговли и общественного питания, может быть применима панорама с Яндекс.Карты. При фотофиксации объекта с Яндекс.Карты за 2019 год в спорном Здании также располагались ресторан Му-му и магазин Меха Екатерина.
Помещение магазина Меха Екатерина принадлежит на праве собственности ООО "Меховой холодильник". В качестве подтверждения административным истцом представлена выписка из ЕГРН. Площадь помещения составляет 72, 4 кв.м.
Помещения ресторана Му-Му принадлежит на праве собственности ООО "КВАРТАЛ". В качестве подтверждения административным истцом представлена выписка из ЕГРН с обременяем в виде долгосрочной аренды. Площадь помещения составляет 402, 2 кв.м.
Административным истцом представлен расчет занимаемых площадей на здание с кадастровым номером 77:01:0001043:1047, из которого следует, что менее 20 процентов общей площади указанного здания используется под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости не может быть отнесен к офисным, торговым, объектам общественного питания или бытового обслуживания в понимании пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий, в связи с чем, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона города Москва N 64 "О налоге на имущество организаций".
Основанием для включения нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001006:1648 в оспариваемые Перечни является Акт Государственной инспекции по контролю за использованием объект недвижимости города Москвы N 9006917 от 30 сентября 2014 года, в соответствии с выводами которого, здание на 100 процентов от общей площади используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту обследования приложена фототаблица, на которой представлены одиннадцать фотографий фасада здания.
В качестве подтверждение фактического использования спорного нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001006:1655 и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения сотрудниками Государственной инспекции по недвижимости города Москвы составлен Акт обследования N 9014589 от 09.10.2014, согласно которому по визуальному осмотру фасада здания сотрудники Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, о том что здание (строения, сооружения) и нежилое помещением фактически используется для размещения офисов и творческих мастерских. К акту обследования приложена фототаблица, на которой представлены пять фотографии фасада здания. Без технической документации и расчетов.
Суд считает, что указанные Акты обследования фактического использования 2014 года не соответствуют приведенным требованиям пунктов 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, поскольку в них не приведены обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в спорное нежилое здание и в его помещения; выявленные признаки размещения помещений, соответствующие пункту 1.4 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. В основу акта обследования и заключения о фактическом использовании здания и помещений в нем под размещение офисов положен поэтажный план, а не конкретные признаки фактического использования задания и помещений в нем под размещение офисов.
Кроме того, как установлено при рассмотрении дела, в рамках исполнения постановления Правительства Москвы от 04.03.2003 года N 130-ПП "О мерах по реализации инвестиционного проекта комплексной реконструкции и застройки кварталов 64, 65 по контракту от 06.09.93 N 8-16/нр-1, 2 (Центральный административный округ) *О)", между АО "ИНГЕОЦЕНТР" и Правительством Москвы заключен Контракт от 06.09.93 N 8-16/нр-1, 2 (в редакции Дополнительного соглашения 8-16/нр-1, 2-2346 от 27.04.2004г.), указанные объекты недвижимости в юридически значимые периоды находились на реконструкции и имеющиеся договоры аренды на помещения в них до 2019 года были расторгнуты, что не оспорено при рассмотрении дела.
Поскольку именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств по зданиям с кадастровыми номерами 77:01:0001006:1648 и 77:01:0001006:1648 не представлено, напротив представителем административного истца подтверждено нахождение этих зданий в юридически значимые периоды на реконструкции, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях N19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-Оиот 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований в указанной части.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца следует признать недействующими с 1 января указанных налоговых периодов включение в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость спорных нежилых зданий по вышеприведенным основаниям.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Ингеоцентр" к Правительству Москвы удовлетворить частично.
Признать недействующим Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость":
с 01 января 2020 года в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" в части пункт 20711, 17489, 2451;
с 01 января 2021 года в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" в части пунктов 9333, 8653, 8654;
с 01 января 2022 года в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" в части пунктов 620, 621.
В удовлетворении остальной части административного иска акционерного общества "Ингеоцентр" к Правительству Москвы отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в части удовлетворенных требований подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.