Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2009/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Интероргсинтез" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Интероргсинтез" обратилось с иском о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0001002:25, расположенного по адресу г. Москва, шоссе Дмитровское, дом 116-/А, в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, используемыми при утверждении государственной кадастровой оценки.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является арендатором указанного земельного участка и считает, что этот земельный участок должен быть отнесен к оценочной подгруппе 4.3 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов придорожного сервиса (АЗС, обслуживание и ремонт автомобилей) (основная территория)".
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" просили в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения сторон по делу о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 22 статьи 21 названного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.
При рассмотрении дела судом установлено, что ООО "Фирма "Интероргсинтез" на основании договора аренды от 30.09.2003 NМ-02-020882 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0001002:25, расположенного по адресу г. Москва, шоссе Дмитровское, дом 116-/А.
Указанный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование для целей проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса по обслуживанию автомобилей (4 моечных поста, 3 поста диагностики, шиномонтаж, кузовной цех, склад-магазин, пост установки сигнализации).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению по состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость для спорного земельного участка установлена в размере 111 439 203 руб. 04 коп.
Административный истец 28.12.2021 обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по недостоверности.
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 27 января 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Закона о государственной
кадастровой оценке кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 Федерального Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Закона о государственной кадастровой оценке приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания подпункта 2 пункта 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний для определения кадастровой стоимости под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.
Из содержания пункта 2.2 Методических указаний следует, что для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации обеспечивается предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации.
Согласно пункту 3.1 Методических указаний вид использования объекта недвижимости определяется по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты недвижимости, на основе письменного подтверждения указанных органов.
В отношении указанного земельного участка установлен вид использования
по документу - "проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса по обслуживанию автомобилей (4 моечных поста, 3 поста диагностики, шиномонтаж, кузовной цех, склад-магазин, пост установки сигнализации)".
Именно такой вид разрешенного использования указан в выписке из ЕГРН в отношении спорного земельного участка и на дату проведения кадастровой оценки - 1 января 2021 года, и правообладателем изменен не был.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 1 января 2017 года осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Одним из принципов ведения ЕГРН является достоверность содержащихся в нем сведений (часть 1 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в ЕГРН и приводятся в выдаваемой выписке из ЕГРН (пункты 3, 4 части 5 статьи 8, часть 1 статьи 21, часть 6 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ).
Вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления конкретных видов деятельности на земельном участке его правообладателем (статья 37 ГрК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 7, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Информацию о виде разрешенного использования объекта оценки при проведении государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение получает из ЕГРН (пункт 2.2 Методических указаний).
Исходя из содержания пункта 1.8 Методических указаний, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того вида использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
В силу пункта 1.3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 9.1 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, могут быть объединены в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости.
Как следует из содержания пункта 9.2.2 Методических указаний, для целей
определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с Приложением N 1 к Методическим указаниям.
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор) содержит описание видов разрешенного использования земельных участков и коды (числовые обозначения) видов разрешенного использования земельных участков.
Установленный по состоянию на 01.01.2021 вид разрешенного использования земельного участка соответствует кодам расчета вида использования 04:020, 04:095, 06:090 в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям с учетом описания вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору. Вышеуказанные коды расчета вида использования соответствуют оценочным подгруппам: 4.1, 4.3, 7.8.
В соответствии с пунктом 1.8 Методических указаний земельному участку присвоена оценочная подгруппа 4.1 "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)".
При этом вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0001002:25 в полной мере соответствует виду разрешенного использования, который содержится в строке с кодом 4.9.1 "Объекты дорожного сервиса" Классификатора, предусматривающему размещение зданий и сооружений дорожного сервиса и включающего
в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4.
С учетом изложенного, суд считает, что спорный земельный участок правомерно отнесен к сегменту 5 "Предпринимательство".
Довод административного истца о том, что при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018 спорный земельный участок был отнесен к оценочной подгруппе 4.3 "Объекты придорожного сервиса (АЗС, обслуживание и ремонт автомобилей) (основная территория)" не может быть принят во внимание, поскольку по состоянию на указанную дату проведения государственной кадастровой оценки пункт 1.8 действующей редакции Методических указаний предусматривал определение кадастровой стоимости объекта недвижимости исходя из допущения о продолжении сложившегося фактического использования такого объекта недвижимости. На 01.01.2021 определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществлялось на основе того вида использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
Кроме того, ссылка административного истца на решение Московского городского суда от 26.11.2019 по административному делу N 3а-5891/2019 неосновательна, так как судом не устанавливался и не разрешался вопрос о виде разрешенного использования спорного земельного участка, поскольку предметом спора являлось признание недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП
"Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", которыми в перечень включены нежилые здания с кадастровыми номерами 77:02:0001002:1000, 77:02:0001002:1001, 77:02:0001002:1002.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0001002:25 определена в соответствии с требованиями, установленными Законом о государственной кадастровой оценке и Методическими указаниями.
Никаких достоверных сведений, свидетельствующих о необходимости отнесения спорного земельного участка к другой оценочной группе, административным истцом не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что действующее правовое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков; такая оценка, среди прочего, учитывает местоположение объекта, его удаленность от рекреационных, инфраструктурных объектов; преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой (Постановление от 15 февраля 2019 года N 10-П; Определение от 3 июля 2014 года N 1555-О).
Соответственно, при определении кадастровой стоимости земельного участка методом массовой оценки в силу объективных причин невозможен учет всех индивидуальных особенностей конкретного земельного участка, его потребительских качеств и экономической привлекательности; такой учет осуществляется при определении рыночной стоимости земельного участка. Учитывая изложенное, в рамках действующего правового регулирования предусмотрены разные правовые механизмы для оспаривания государственной кадастровой оценки земельного участка и пересмотра кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ООО "Фирма "Интероргсинтез" следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Интероргсинтез" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0001002:25 по состоянию на 1 января 2021 года в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.