Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Агроторг" по доверенности фио на постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Агроторг",
УСТАНОВИЛ:
28 апреля 2021 года главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес в отношении ООО "Агроторг" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Кузьминский районный суд адрес, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
В настоящей жалобе защитник ООО "Агроторг" по доверенности фио просит постановление судьи районного суда отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на нарушение уполномоченным органом предусмотренного законом порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий, неправильную квалификацию действий Общества, принятие необходимых меры для недопущения правонарушения, наличие оснований для назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального, установленного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО "Агроторг" по доверенности фио жалобу поддержала.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи районного суда по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст.24 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ч.ч.1, 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
На адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.ч.1, 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г.).
Требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на адрес установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 г. N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы адрес; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, 14 апреля 2021 года в 16 часов 00 минут по адресу: адрес Текстильщиков, д. 14, стр. 2, на основании информации, поступившей из филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по адрес" в адрес, по факту нарушения ООО "Агроторг" дезинфекционного режима, направленного на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции "Covid-19", проведен осмотр помещений организации торговли ООО "Агроторг" магазин "Пятёрочка", в ходе которого выявлены нарушения: ст.ст. 11, 15, 24, 29 (ч.1 и ч.3) Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции "Covid-19"; п.п. 1.3, 2.13, 3.1, 3.2, 3.6.1 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности"; п.п. 1.3, 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2 3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний"; п.п. 2.2, 5.4, 10.1, 10.4 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", а именно:
- в туалетной комнате персонала отсутствуют полотенца для рук персонала;
- не созданы условия для соблюдения посетителями социальной дистанции в прикассовой зоне не менее 1, 5 м;
- не проводится в труднодоступных местах уборка помещений с последующей дезинфекцией (пыль, грязь);
- в организации торговли отсутствует график уборки по обработке туалетов;
- в торговом зале осуществляется хранение пищевой продукции на деревянных подтоварниках, что не позволяет проводить качественную обработку и дезинфекцию стеллажей;
- в торговом зале холодильное оборудование имеет следы ржавчины;
- напольное покрытие в торговом зале и складском помещении имеет трещины, сколы, что не позволяет проводить качественную уборку и дезинфекцию помещений организации.
Действия ООО "Агроторг" квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и вина ООО "Агроторг" подтверждаются: информационным письмом ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" в адрес N 37/6-759 от 12.04.2021 г.; копией кассового чека; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений от 14.04.2021 года; протоколом об административном правонарушении от 28.04.2021 года; договором аренды нежилого помещения; фотоматериалами; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Агроторг" составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в связи с чем протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
Вопреки доводу жалобы, все доказательства оформлены должностными лицами административного органа в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения во исполнение поручения ТОУ в адрес Управления Роспотребнадзора по адрес в части соблюдения юридическими лицами, осуществляющими на поднадзорной территории санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения среди населения адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ООО "Агроторг" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств, судья районного суда правильно установил, что у ООО "Агроторг" имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Агроторг" приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, представляющей опасность для окружающих.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО "Агроторг" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения к административной ответственности ООО "Агроторг" ввиду незаконности проведенной проверки и недопустимости доказательств, положенных в основу вывода о виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения, являются несостоятельными.
Из материалов настоящего дела следует, что поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в рамках мониторинговой проверки, что соответствует контрольным полномочиям Роспотребнадзора, которые могут быть реализованы как в рамках проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так и в иных формах, не связанных с проведением таких проверочных мероприятий.
В данном случае должностное лицо Управления Роспотребнадзора в адрес осуществляло мониторинговую проверку на основании письма ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" в адрес N 37/6-759 от 12.04.2021 г. о проведении мониторинговой проверки по факту нарушения организацией дезинфекционного режима, направленной на снижение рисков новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено ООО "Агроторг" в пределах санкции ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих в период осуществления ограничительных мероприятий, того обстоятельства, что нарушение требований санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и нормативов может привести к негативным последствиям, угрожающим здоровью и жизни людей, в связи с чем назначение иного вида административного наказания не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства, такое наказание соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ООО "Агроторг" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ
Постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Агроторг" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.